Источник: «Независимая газета»
Лишь один из трех самых крупных городов Волгоградской области – Волжский – сегодня имеет всенародно избранного мэра. В Волгограде и Камышине власть находится у двуглавого муниципалитета.
В Волгограде переход от прямых выборов мэра к системе сити-менеджера произошел насильственно-принудительным образом в конце февраля 2011 года. Решением тогдашнего губернатора Анатолия Бровко мэр Волгограда Роман Гребенников был отрешен от должности, а сам институт мэра, избираемого путем всеобщего прямого голосования, ликвидирован. Хотя, судя по соцопросам, абсолютное большинство горожан выступали тогда за сохранение привычной системы городского управления, тем не менее никаких серьезных массовых акций протеста ликвидация института мэра не спровоцировала.
С февраля 2011-го до сентября 2013 года в Волгограде власть принадлежала сразу двум временно исполняющим обязанности – главы областного центра и главы горадминистрации. Время этого политического безвременья не прошло для миллионного города даром – развал дорожного хозяйства, деградация системы благоустройства, беспредел управляющих компаний, падение авторитета городской власти.
После избрания в сентябре 2013 года новой гордумы и полноценного в юридическом смысле главы Волгограда (впервые высший городской пост заняла женщина – бывший депутат областной Думы Ирина Гусева) областной центр получил уже завершенную двуглавую конструкцию муниципальной власти. Вторую городскую голову – сити-менеджера – представлял бывший мэр Камышина Александр Чунаков, назначенный на пост руководителя горадминистрации в ноябре 2013 года.
Впрочем, говорить о реальном двуглавом муниципальном управлении в Волгограде вряд ли можно. Александр Чунаков, по словам местных острословов, является скорее тенью главы города, чем партнером Ирины Гусевой. «Формально у города сегодня два начальника, но на самом деле один, – прокомментировал «НГ» ситуацию политический эксперт Алексей Крымин. – Нынешняя система управления более запутана, громоздка и менее эффективна. А соперничество городского руководства с региональными властями перешло из открытой, публичной плоскости в сферу подковерных интриг и закулисных игр».
По мнению Крымина, «говорить о полной лояльности городской номенклатуры региональному руководству – ради чего в 2011 году и была сломана система прямых выборов мэра – сегодня не приходится». Хотя, по оценкам политолога Александра Стризое, уровень политической конфликтности в регионе все же снизился: «На протяжении многих лет одной из главных причин политических войн в Волгограде было соперничество между городскими и областными властями. Теперь этого нет, и в этом смысле можно говорить о стабилизирующей роли новой модели управления областным центром».
Политолог Виталий Арьков считает, что предлагаемый депутатами Госдумы РФ переход к новым стандартам организации местного самоуправления в России оправдан: «Местное самоуправление необходимо сконцентрировать на самом низовом, первичном уровне социальной жизни. Как только представители МСУ начинают бороться за власть и конкурировать с органами управления более высокого уровня, тогда местное самоуправление умирает. Поэтому идея депутатов федерального парламента сконцентрировать ресурс и полномочия МСУ на уровне районов города является здравой».
Политический эксперт Павел Голод полагает, что начинающаяся реформа системы МСУ в России поможет более эффективно провести грань между сферой влияния госвласти и местным самоуправлением: «Конфликты между органами муниципальной и государственной власти являются одним из главных источников внутренней нестабильности российской политической системы. До сих пор полностью снять эту конфликтность не удавалось. Однако ожидающие впереди нашу страну непростые времена требуют мобилизации и повышения эффективности всех типов институтов власти и управления. Поэтому реформу МСУ необходимо будет провести максимально быстро».