Полосатые и гладкие,  белёсые и ярко-зелёные, идеально круглые и вытянутые, похожие на мячи для игры в регби, — августовские арбузы. Настоящие, местные, с сахаристой алой мякотью внутри и коркой, с треском раскалывающейся при первом прикосновении ножа.

Диву даёшься, как в такую сушь безнадёжную бахчевые культуры умудряются добывать из растрескавшейся почвы влагу, чтобы налились эти крупные (этак на 8—12 кг) плоды; и как в этот, казалось бы, безнадёжный год бахчеводам всё-таки удалось добиться неплохого урожая этой суперягоды?!

 

Тридцать три напасти

Пока сложно прогнозировать, насколько успешным окажется итог бахчевного сезона в Камышинском районе, где в этом году отдано под сладкие культуры более пяти тысяч гектаров. Жёсткие погодные условия, конечно, вносят и ещё внесут свои коррективы. На бахчевных делянках много подгнившей и запёкшейся продукции. Не дремлют и зайцы с кабанами. Они в это лето особенно наглые и жадные. Пить очень хочется… И растениям, и зверью всякому. Те самые длинноухие, что в нормальных условиях и трусливые, и опасливые, сейчас, даже словив пинка от хозяина урожая, в поиске хрусткой добычи продолжают идти за ним по пятам.

Говорят, голод не тётка, да и жажду доброй родственницей никак не назовёшь. Вот и получается, что если и не тридцать три, то три напасти, которые одолевают бахчеводов, мы насчитали уже буквально в первых строках. А ещё прицепом к тому добавьте «массированную бомбардировку» во всех СМИ по опасным бахчевым, взращённым на селитре и накачанным нитратами. Капля камень точит, и если долго «капать на мозги» населению, то и стар, и мал станут не только образованы да подкованы, но ещё и подозрительны. Фермеры жалуются, что бабульки на рынке «справку из сельсовета» предъявить требуют: что наш ты, а не казачок из Астрахани, к примеру, засланный. Такая вот «политическая обстановка».

О производителе и перекупщике

Ну, а если не впадать в пессимизм и всё-таки попробовать взглянуть на бахчи с другого ракурса, то, по большому счёту, унывать камышинским бахчеводам не приходится. Некогда. Работать надо. Много и быстро. В такое пекло арбузы не больно-то лёжки. Поэтому реализовывать их надо оперативно. К сожалению, в нашем регионе нет хоть какой-то системы переработки таких ценных продуктов, как дыни, арбузы, тыквы, да и помидоров с кабачками — в общем-то тоже. А ведь в пору даже моего позднесоветского детства мы ещё знали и запах консервированного в промышленных условиях ароматного дынного варенья и терпкий вкус арбузного мёда нардека. А о «заморской» кабачковой икре и говорить смешно: настолько обыденным для наших мест продуктом она была. Это было, было... Но как-то сразу прошло. А потому практически единственным возможным вариантом для сбыта бахчевых в наших местах являются перекупщики. Самые близкие — из Камышина, где по сей день цена на арбузы не выходит из восьми рублей за килограмм, на дыни — из десяти—двенадцати. А что тогда говорить о более северных регионах России? Тот факт, что стихийные рынки, где один сдаёт, другой берёт, не простаивают ни часа, говорит о хорошем спросе на разнокалиберные ягоды. Только вот сдавать их приходится по три пятьдесят — четыре рубля за килограмм. Жёсткая арифметика.

Работать в поте лица

Но, надо сказать, бахчеводы не тратят время на долгие сетования о том, как могло и должно быть. Они работают в поте лица своего. Чтобы оправдать деньги, вложенные в горючее, необходимое не только в пору сева, но и нескольких культиваций; в закупку элитных семян, без которых и вовсе остаться без урожая легко можно. Те, кто в нашем районе всерьёз занимаются бахчевыми, давно «не бьют семечку», добывая её из собственного урожая. Нерентабельным это, в итоге, оказывается. А вот вложить несколько сотен рублей в семена, приобретённые на ежегодной ярмарке на ВДНХ в Москве, оказывается надёжнее в плане получения стойкого, качественного урожая.

Леди и продюсер. Размер имеет значение

«Леди» и «Продюсер» — это сорта арбузов с ВДНХ, которые прижились в нашей полупустыне и из года в год хорошо показывают себя в плане и стойкости к погодным условиям, и обильной урожайности. Эти ранние сорта — «Леди» овальной формы и «Продюсер» идеально круглой — хороши и по вкусовым качествам. Были бы чуть помельче — улетали бы, что называется, «с молотка». А так прежде чем купить огромную ягодину люди раздумывают: недёшево выходит, да и чтобы съесть — ещё осилить надо! Хотя это, всё-таки, скорее, достоинство плода, нежели его недостаток.

Оптимисты

На бахчах Владимира и Натальи Черниковых из Верхней Добринки ещё порядочно и круглых, и продолговатых арбузов: и больших, достигших товарных размеров, и поменьше. Бахчеводы вздыхают: «Эх, дождя бы. Тогда и малыши подтянутся, а иначе и пропасть могут». Хотя неунывающие бахчеводы и похуже нескончаемого пекла обстоятельства видывали. Куда страшнее в прошлом году было, когда град с голубиное яйцо за несколько минут обрёк весь(!) урожай на гибель. Тогда сами арбузы были как после бомбёжки, а все плети поотсекали тяжеленные ледышки. Чёрными были и бахчи, и хозяева, но и это пережили и вновь за дело проверенное взялись. И знают твёрдо: как нынче потопают, так зимой и полопают. Конечно, год на год не приходится, но при старании должном доход обязательно будет (даже с учётом вложений в горючее и семена стоимостью в три—четыре тысячи рублей за килограмм). Вот и сегодня Черниковы надеются и расходы оправдать, и сыновьям помочь. А честная трудовая копеечка легко никогда не давалась.

Пленён Дюнарой

Полностью солидарен с соседями и фермер из Воднобуерачного Владимир Винтер. Сегодня у него в обработке 100 гектаров бахчевых: 60 — под дынями и 40 — под арбузами. Владимир Рейнгольдович большой экспериментатор. Из года в год он ищет и опробует новый семенной материал. В этом году не устаёт восторгаться жёлтым ароматным чудом — дыней «Дюнара». Красавица с причудливым именем и на вкус прихотлива: сразу и не определить его однозначно, но, точно, это вам не «Колхозница». Одно слово — диковина! Рядом наливаются соком уже «обкатанные» сорта дынь «Мичуринская», «Дюна». И, по мнению бахчевода, погода для них этим летом — что надо. Дынки не подгнивают и не привяливаются, как арбуз, а, знай своё, «наливают» соком медовые бочка. Симпатизирует дыне как культуре опытный бахчевод и по той простой причине, что затраты и усилия в дыню вкладываются, может, и те же, а вот прибыль прямая от её реализации повыше, чем у арбуза, будет. Рейнгольдович не секретничает: «Двести тысяч в семена «вбухал», но уже «отбил» их на дыне. Пока только раннюю сдавал, а дальше — и поздние сорта порадуют». И снова знакомый уже секрет бахчевода звучит из уст Винтера: «Кто работать умеет и желание к этому имеет, тот и зарабатывать будет». Аксиома! 

Старый друг лучше новых двух

А ещё воднобуераченский бахчевод похвалился делянками, где «доходят до кондиции» огромные тыквы сорта «Волжская серая» (некоторые уже сегодня достигают 25 килограммов) и увесистые арбузы легендарного позднего сорта «Холодок». «Недельку ещё полосатикам на дозревание надо, и милости прошу на дегустацию», — приглашает хозяин. И немного с грустью вспоминает о таких хитах прежних лет, как дыня «Казачка» и арбуз «Мелитопольский». Сегодня они почти утрачены для потребителя, но глаз Винтера как-то загорелся от этих сладких воспоминаний. Может, ещё и попробуем? А пока всем  желаем вкусного сезона. Ешьте от души и от пуза!