Спасибо математику за врача
На входе в его кабинет № 24 в школе № 78, где он преподает, вывешены слова: «Вершина достижений педагогов — победы и успехи их учеников». Именно с этой позиции он и смотрит на свою профессию. И с точки зрения нынешнего стереотипа о том, как делать карьеру, Юрий Лепехин — человек не современный.
50 лет проработал учителем математики, 49 из которых — в одной школе. Но со своего неизменного рабочего места этот человек умеет так зарядить подопечных высокой целью, что успешными они становятся не только в нашем городе, но и в обеих столицах, и даже за рубежом.
Он влюбляет в свои непростые науки прежде всего тем, что сам ими живет. Что может и ночью ломать голову над решением витиеватой задачки. А проявлением гениальности в ученике считает не только умение находить нестандартные решения предложенного педагогом уравнения, но и желание самому искать математические головоломки.
А еще с особым удовольствием рассказывает случай из своей многолетней педагогической практики, когда встретил на улице маму одного из своих давних учеников.
— Она сказала мне: «Спасибо вам за моего сына! Так здорово, что он учился именно у вас!» Я хорошо помнил этого парня и очень удивился ее словам: «Так ведь он в медицинский поступил! За что вы меня-то благодарите?» — «Нет, именно вас, потому что вы привили ему главное — трудолюбие».
Кабинет для птиц высокого полета
Он пришел в педагогику целенаправленно. Прямо со школьной скамьи из глубинки поступил в Саратовский педагогический. И хотя перспективного пытливого студента, обладателя ленинской стипендии, активно переманивал местный политех, остался в педе. И без возражений поехал преподавать в свое родное село Дергачи, когда получил диплом.
Но через год его забрали в армию, в которой его и застала интересная новость — вышел приказ о том, что с высшим образованием служить нужно всего один год. А потом и уточнение подоспело — если солдат имеет диплом учителя, то отпустить его следует уже к 1 сентября.
— Мама к тому времени как раз переехала в Волгоград. Я написал ей, чтобы она присмотрела мне работу в школе. Она и пошла в ближайшую — 78-ю — с просьбой принять сына на работу, — вспоминает Юрий Васильевич. — Директор удивился: «Как я его приму, если даже не видел?!» И тогда мама привела оригинальный для всех матерей аргумент: «Так он у меня, знаете, какой хороший!» Директор долго смеялся, но красный диплом и ленинская стипендия сыграли свою роль. Узнав о них, руководитель не поленился отправиться в районо. Так еще во время службы в Польше на меня был выпущен приказ о приеме на работу в школу № 78. С тех пор я здесь за одним и тем же столом.
Конечно, его много раз переманивали в образовательные учреждения более новые, со статусом элитных. Звали и на должности завуча и директора.
— Один-единственный раз я поддался уговорам и пошел в завучи одной из школ по соседству — ныне гимназии, — признается Юрий Васильевич. — Но мне завучем не понравилось. Много бумажной рутины, мало живой непосредственной работы с детьми. А я без этого не могу, как выяснилось.
Доверять учителю
Еще один эпизод в своей биографии вспоминает с особой болью. В 91—93-м годах вместе с работой в 78-й совмещал преподавание в одном из лицеев города. Учительство тогда находилось в невыносимо сложных экономических условиях. К тому же именно тогда сын Юрия Васильевича поступил в МФТИ и нужно было ему помогать учиться и жить в Москве.
— Сейчас, конечно, времена другие. И новое оборудование пришло в школы, и целая система поощрений в образовании выстроена, — говорит Юрий Васильевич. — Это не может не радовать. Но есть проблема, которая, на мой взгляд, негативно влияет на любое проявление творчества в педагогике. Перед вручением Звезды Героя Труда в общении с представителями министерства образования и лично с председателем Российского союза учителей я открыто высказал главную боль педагогического сообщества — задушили бумагами и отчетами по любому поводу. Учитель должен учить. Надо дать ему такую возможность и больше доверять. Тогда в классы чаще станут приходить молодые педагоги, а у опытных их коллег будет больше времени, чтобы передать им свои наработки. Только так дети окажутся в надежных руках.
— А что вы думаете о ЕГЭ?
— Мои ученики его успешно пишут. Средний балл в моих классах — 80. Когда я провожу предварительные контрольные, я всегда прикидываю, кто сколько примерно в состоянии набрать. И эти прогнозы практически всегда совпадают. В целом я — за ЕГЭ, потому что не вижу альтернативы. Один-два человека, особенно, если на них давят со всех сторон, не могут судить об уровне ученика и решать в конечном итоге его судьбу. Возврата к временам, когда из-за этого за бортом оказывались многие успешные дети, допустить нельзя. Но над процедурой и соблюдением объективности на ЕГЭ надо очень серьезно работать.
Слово для конструкции мира
— А может учитель математики воспитать патриота?
— Конечно. Патриот — это не только человек, который рвет на себе рубашку. Важно вырастить такого, который умеет и хочет сделать что-то полезное и ценное для общества. А все наукоемкое производство базируется на точных науках. С хорошей основой по математике и информатике в жизнь выходит и хороший инженер, и экономист, и программист. И их работа — это ли не высочайшее проявление патриотизма?
В Библии сказано: «Вначале было Слово». Но слово это было для конструкции мира. Мудрое изречение Пифагора о том, что числа правят миром, имеет очень глубинный философский смысл. В математике очень много красоты, в ней все логично. Неспроста говорили, что великая книга природы написана на языке математики. Так что влюбленный в математику всегда и философ одновременно.