Юбилейный фестиваль премьер в конце сезона выявил скрытые резервы наших артистов и режиссеров. Члены жюри видели конкурсные спектакли дважды, а то и трижды и каждый раз поражались — малейшие критические замечания учтены, актерский ансамбль все безупречнее, отдельные образы все ярче. Пика, по-моему, театр достиг в сценах из всех спектаклей на празднике торжественного закрытия юбилейного сезона. Это было прекрасно.
Я уверена, что лучшим конкурсным спектаклем был «Ревизор». Вот как оценивают его члены нашего жюри:
Нина Александровна Фролова: «Блистательный шедевр Н. В. Гоголя 178 лет заставляет смеяться все новые поколения людей над трусостью, угодничеством, взяточничеством персонажей пьесы, над попытками нерадивых чиновников пускать пыль в глаза вместо того, чтобы честно выполнять свои обязанности. Радует своей согласованностью и стройностью игра актеров разных поколений — и самых юных и тех, кто прожил в театре целую жизнь. Все они погружены в атмосферу искусства, они дополняют друг друга и выделить кого-то из них представляется задачей не из легких».
Валентина Васильевна Аверьянова: «Лучший спектакль взрослого репертуара. Лицо театра в юбилейном сезоне. Оригинальное оформление художника Валерия Мищенко радует в каждый момент спектакля. Коллектив играет с восторгом. Ансамбль чиновников бесподобен. Бобчинский и Добчинский (артисты Дмитрий Дроздов и Артем Буняков) очаровательны. Нетрадиционен Городничий. Одна из лучших работ Николая Штабного. Творчески вырос Александр Ферхов (Хлестаков). Он органичен, изящен, неотразим. Дай Бог ему всю жизнь держаться на достойном его таланта уровне».
И вот читаю, а потом переписываю для газеты итоговый документ по фестивалю и изумляюсь: почему о «Ревизоре» не упомянуто ни в одной номинации? Как будто такого выдающегося спектакля и не было. Как-то стыдно перед Гоголем и другой классикой.
Но зато пять раз упомянут «Калека с острова Инишмаан». Даже когда мы обсуждали кандидатуру актрисы Дарьи Поповой в номинации «Лучшая женская роль второго плана», большинство из жюри имело в виду роль дочери городничего в «Ревизоре», а в конце концов названа менее выигрышная роль Вислоухой в «Тринадцатой звезде».
Предлагает жюри назвать лучшим режиссером костромичку Татьяну Владимировну Лукомскую, поставившую «Ревизора» и шесть других спектаклей в Камышине, а нам настойчиво советуют назвать другую кандидатуру. Мы были под впечатлением от юношеского спектакля Евгения Бакина «Сокровища капитана Флинта». Выбрали Бакина.
— Нет-нет, не надо, он просил его не называть, — настаивал «единственный штатный сотрудник театра» в нашем жюри.
Осталась одна Анна Зайцева. Её и выбрали. Я обожала заслуженного артиста России Всеволода Зайцева, боготворю Галину Федоровну Зайцеву, заслуженного работника культуры, много доброго писала о режиссере Анне Зайцевой, которую помню озорной девочкой. Но, согласитесь, не только мне показалось странным, когда на сцене ведет торжество Зайцева, вручается премия имени Зайцева награждается медалью Зайцева, называется лучшим режиссером Зайцева... Какой-то перебор!
Лучшая работа Анны — спектакль «Калека с острова Инишмаан». Вот что о ней пишет та же самая Н. А. Фролова (нам всем дали особые программки с местом для записей, но на них потом никто не обратил внимания):
«Пронзительный до слез спектакль подарил эстетическую радость, а еще растревожил мою душу. После того, как опустится занавес, я буду жить мыслями об этой талантливой и глубокой работе театра. Трогательное, щемящее, драматическое раскрывает в образе Билли артист Николай Дубровин. Он настоящий актер в самом глубоком значении этого слова, потому что он не показывает характер каждого героя, а становится им... Хелен артистки Светланы Смирновой импульсивна, нервна, резка, угловата. Эта девчонка становится мягче и добрее к концу спектакля. Сценическое решение выполнено талантливо, найдена свежая, современная тональность».
И еще один отзыв: «Очень хорошо, что театр знакомит зрителей с современной западной драматургией. Пьеса грустная, жесткая, несовершенство нашего мира показано со страшной силой. Куда деваться человеку молодому. Без средств и без физических сил? Первый акт немного однообразен и затянут, но во втором гуманистический смысл пьесы проявляется ярко и впечатляюще. В каждом спектакле новый Юрий Щербинин, все лучше Светлана Смирнова. Играть здесь главного героя — своего рода подвиг. Желаю Николаю Дубровину неутомимого поиска и творческого огня. То же пожелание и Анне Всеволодовне Зайцевой». Евгений Николаевич Бондарь.
Всем ясно, что у «Ревизора» был и есть достойный соперник, этот самый «Калека». Но это не значит, что нужно забыть об остальных достижениях. Все жюри было очаровано очень цельным и безупречным спектаклем Евгения Бакина «Сокровища капитана Флинта». Ведь не зря же театру министерство культуры дает миллионный грант на детские спектакли, ибо они — наша гордость. Весь год хожу, смотрю и не нарадуюсь.
Вот характерный отзыв: «С первых музыкальных аккордов юный зритель погружается в удивительную атмосферу театра, мгновенно откликается на происходящие события, хором подсказывая героям как следует тем поступать, гневно разоблачая злодеев, громко смеясь и разражаясь шквалом восторга. Артисты играют с азартом, увлеченно и талантливо. Сценическое решение интересно: шхуна легко трансформируется. Музыкальное оформление органично вплетается в канву спектакля. Режиссура талантливая, постановка танцев и боев на высоком профессиональном уровне. Тема истинной дружбы и взаимовыручки, которые дороже всех сокровищ мира, звучит призывно и вдохновенно». Светлана Дмитриевна Каленова.
Не хуже и другой спектакль Евгения Бакина «Тринадцатая звезда». Отзыв: «Молодежное, спортивное, азартное зрелище. Идея поиска своего пути, когда у каждого своя шкура, своя судьба, свой номер. Хороши костюмы, музыка, танцы. Графически четкая, хотя и мрачноватая, сценография. Ярче стал Джек Боевой конек, но и Громила стал еще страшнее и вероломнее. Растет травести Виктория Костылева. Дмитрий Дроздов предельно искренен. Зло не повержено, но Добро морально торжествует. Успехов!» Член жюри Людмила Курсекова.
Отметив режиссерские и музыкальные таланты Евгения Бакина, хочу покритиковать его как руководителя большого творческого коллектива. Почему ушел в тень и так и не появился перед членами жюри главный режиссер театра, заслуженный артист Казахстана Ю. М. Хвостиков? Не был он награжден и даже упомянут и на торжестве закрытия фестиваля. А ведь Юрий Михайлович воспитал и подготовил ту славную молодую поросль, которая блистает сейчас на сцене. Почему-то не очень весёлой уходила с торжества заслуженная артистка России Татьяна Николаевна Торощина. За 26 лет в Камышине она сыграла 150 ролей. А свой юбилейный день рождения встречала в вагоне поезда, а не на родной сцене. Не нашли нужным позаботиться.
В 80-летний юбилей театра ни единым словом не была отмечена заслуженная артистка РСФСР Валентина Васильевна Ватажко, служившая на нашей сцене 40 лет, а затем написавшая обстоятельную книгу по истории театрального дела в Камышине.
Жюри в недоумении. Великое дело — поддерживать молодежь, но забывать о тех, кто гораздо старше и опытнее, вредно прежде всего для самой молодежи.
Завершен трудный театральный сезон. Наконец-то померкла безумная развлекаловка. Зрителям предложен более разнообразный, заставляющий думать и сопереживать репертуар. Впереди гастроли в Рыбинске, затем отдых и подготовка к юбилею «Калейдоскопа», к фестивалю детских премьер.
Мне кажется, пора всерьёз задуматься о возрасте нашего театра. «Циркулярная» дата его рождения признана большинством наших краеведов и отражена во всех местных изданиях. Это 12 октября 1910 года. Осенью театру исполнится 104 года. Хорошо бы начать с новыми силами 105-й театральный сезон. Опять будут премьеры, ещё более блистательные, опять фестивали и конкурсы, аплодисменты и восторженные рецензии. Несмотря на все трудности и недопонимания театр вступит в свой второй век творчески озарённым и любимым тысячами зрителей.