Надзорное ведомство ответило на запрос депутата Камышинской городской думы Николая Малыгина о целевом характере субсидий, выделяемых городскому учреждению СМИ на выполнение муниципального задания.

«В ходе изучения публикаций МАУ «Медиа-холдинг городского округа-город Камышин», размещенных в 2013 году в газете «Диалог» в рамках муниципального задания, фактов нецелевого использования бюджетных средств не выявлено», — это главный вывод.

Не преследуем цели опровергнуть вывод одной статьей - тем не менее обратим внимание на то, как проводилось «изучение публикаций МАУ «Медиахолдинг». Это изучение свелось к перечислению бюджетных ассигнований, выделенных муниципальному учреждению, и квадратных сантиметров, занятых в газете печатными материалами, оплаченными из бюджета.

Между тем депутата Николая Малыгина и его коллег по думе интересует несколько иной вопрос: какие именно материалы в газете оплачиваются столь внушительными суммами (в 2013 году на финансирование холдинга израсходовали 11 с половиной миллионов рублей)?

131-й Федеральный закон четко ограничивает полномочия муниципалитетов в части публикаций в СМИ. Этими полномочиями считается «доведение до сведения жителей муниципального образования через печатные средства массовой информации муниципальных правовых актов, официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации». Даже далекому от  правовых терминов человеку понятно, что ключевые слова здесь — «официальная информация».

В 131-ФЗ четко не определено понятие «официальной информации». Однако его можно получить из других федеральных законов. Например, Федеральный закон № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов...» дает такое определение «официальной информации». Это «документ — материальный носитель с зафиксированной на нём в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения».

Проще говоря, официальная информация — та, что подписана или иным образом удостоверена ОФИЦИАЛЬНЫМ источником. В нашем случае речь идет о постановлениях, решениях и распоряжениях органов местного самоуправления, документах структурных подразделений мэрии. А также, возможно, — о заверенных официальными должностными персонами текстах от их лица: заявлениях, комментариях, отчетах, интервью. Как сказано в законе, — о том, что можно «идентифицировать».

И вот теперь взглянем на опубликованный отчет по выполнению муниципального задания Камышинским медиахолдингом в 2013 году — именно на этот отчет ссылается надзорное ведомство в ответе депутату Николаю Малыгину. Параллельно примем во внимание и недавний официальный ответ главы городского округа Владимира Пономарева другому депутату Камышинской городской думы — Вере Белухиной.

Заметим: перечень оплаченных из бюджета в 2013 году публикаций (в приложении к ответу Владимира Пономарева) делится на два раздела. Первый так и называется: «официальные документы». А второй — «другие публикации». В эти «другие» включены обычные журналистские зарисовки, о «необязательности», неофициальности которых красноречиво говорят уже их заголовки: «Елка для «Улыбки», «Где больше платят за коммуналку», «ОДН — начинаем наводить порядок», «КПК «Честь»: нет поводов для паники», «Зенитчица Нина Леонова», «Почему до сих пор нет платежек?».

Попадаются и куда более «абстрагированные» сюжеты: «Кастрированная совесть», «В Камышин пришел грипп», «Операция «Снегоход», «Цифровое телевидение — качество в каждый дом!», «Как живешь, крылатая пехота?», «Тревога — город спивается», «Страховой случай: зона предпринимательского риска», «Осенний микс», «Амбициозный проект развития от «Любимого города» и т. д.

Если же прочитать сами оплаченные «другие» публикации, то с ходу выясняется: мало того, что они не имеют никакого отношения к чьей-либо официальной позиции — они вообще не имеют отношения к полномочиям муниципалитета. При чем тут рекламные бизнес-проекты частных фирм наподобие «Любимого города», лирика про федеральные воинские части, восторги о цифровом телевидении?

В результате вполне логичным представляется подход: почему за получение населением подобной информации надо отваливать бюджетные миллионы? Пусть за нее заплатит читатель, подписчик, если она ему интересна.

Это как раз и есть тот вопрос, который пытаются прояснить депутаты, постоянно имеющие дело с крайне напряженным и требующим все большей экономии бюджетом. К слову, в объемах муниципального задания медиахолдингу 2013 года собственно «официальные документы» составляют примерно десятую часть. А все остальное — это «другие публикации» типа «Кастрированной совести».

Таким образом, если дать определение сложившейся в Камышине практике «доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации», то получается, этой «официальной» информацией власти Камышина считают, в основном, субъективные творения, подписанные авторами-газетчиками. Нередко это заметки поверхностные, обрывочные, с сугубо личностными оценками, но почему-то понравившиеся плательщику. По какой причине понравившиеся — разговор особый.

В настоящий момент дело здесь, на мой взгляд, не только в желании заказчика «подогнать» под официальные материалы откровенные пиар-статьи и менее очевидные «реверансы» муниципальных журналистов. Администрация Камышина, создавшая медиахолдинг с раздутым штатом, не соответствующий объему своих полномочий (чтобы доводить до сведения жителей нормативные правовые акты через печатные СМИ, совершенно не обязательно иметь студию телевидения), теперь просто не знает, как его прокормить. Поэтому принимает к оплате все, извините, чохом!

Именно по этой причине львиную долю субсидий, выделенных на муниципальное задание, приходится направлять, судя по опубликованному отчету, не на типографские расходы, а на зарплату работников медиахолдинга, в первую очередь — журналистов. Этот перекос, по мнению депутатов, может дополнительно свидетельствовать о том, что муниципальное задание для СМИ администрацией Камышина сформировано, мягко говоря, весьма вольно. Техническая распечатка готовых документов не требует практически никаких затрат на оплату труда журналистов.

Итак, пиар, видимо, продолжит оставаться той «священной коровой» в бюджете Камышина, которую властям пока страшно тронуть. Вопрос в другом — что будут иметь власти «на выходе» от подобной протекционистской информационной политики? Они ведь живут не на необитаемом острове, а потому не могут не знать: заказная публицистика, как правило, бессильна в реальном оздоровлении рейтингов высокопоставленных чиновников. Это такая «обманка» для них, как детская соска — вроде во рту сладко, а в животе пусто.

Да, на какое-то время спасает от беспокойства. Но чем раньше выплюнуть, тем лучше.