Вчера, когда страна провожала в последний путь замечательного режиссера, художественного руководителя московского Театра на Таганке, неожиданно выяснилось, что в архивах «Инфокама» сохранились интересные снимки. Они относятся к 2010 году, когда директора финансовой компании «ГЛАСС» Николая Малыгина пригласили в Москве на премьеру спектакля Любимова «Арабески» по произведениям Гоголя.
Пригласил известный столичный театральный художник, близкий друг Юрия Любимова Борис Мессерер, с которым у Николая Малыгина сложились свои добрые отношения. Видели, наверное, в телерепортажах — вчера, во время прощания с мэтром, Мессерер сказал: «Любимов создал то, о чем может только мечтать театральный деятель. Он создал величайший театр нашего времени — Таганку. Уровень морали, уровень художественных оценок, уровень мысли был таков в этом театре, что все мы равнялись на него и мерили свои поступки по Таганке».
Об «уровне мысли» на Таганке, можно было судить и по премьере «Арабесок». Как рассказал infokam.su Николай Малыгин, его кресло оказалось за режиссерским «пультом» Юрия Любимова. Переполненный зал не просто смотрел спектакль — он как бы тоже «играл» в нем, настолько сильным был градус сопереживания, соучастия. Над местом Любимова сходились какие-то энергетические полюсы. Режиссер с непередаваемой самоотдачей «пропускал» через себя спектакль. В темноте зрительного зала Любимов не мог повлиять на происходящее на сцене жестом или голосом — он светил артистам специальными фонариками. Его сигналы означали что-то вроде «добавить жизни!», и актеры тотчас откликались, подчиняясь «дирижеру».
После премьеры Николай Малыгин оказался на дружеском фуршете. Это был импровизированный творческий вечер прямо в кабинете Юрия Любимова, на фоне его легендарной стены, исписанной признаниями зрителей и актеров, в том числе великих — свою запись оставил там, например, Владимир Высоцкий.
Вечер отличала удивительная простота и одновременно яркость общения, скромность и искренность застолья. Но особенно зримо - сила магнетического центра, которым среди артистов, художников, поэтов, дипломатов, академиков и прочих именитых гостей оставался 93-летний режиссер.
«Большего культурного события в моей жизни никогда не случалось и, видимо, уже не случится, — признался Николай Малыгин. — Любимов «извергал» потрясающую энергетику. Его хватало на всех с шутками, иронией, радостью и гневом. Это был «вечер одного режиссера», которого невозможно с кем-то сравнивать и с кем-то ставить рядом».
Что же — это слова вполне совпадают с вчерашним выступлением Бориса Мессерера: «Такое глубокое проникновение в политическую жизнь страны и такой уровень художественных постановок и решений были даны только Театру на Таганке»...