УчредительВ Год культуры благотворительный фонд «7ветров» продолжил работу по поиску новых и утраченных имен художников Нижнего Поволжья и Юга России. Для нашего Фонда, собственно, любой год — это Год культуры. Такова основополагающая концепция его создания.

«Фонд ориентирован не только на работу с уже достаточно известными художниками, но и с теми, кто, по нашему убеждению, не занял еще достойное место в огромном пласте культурных ценностей России, — рассказал учредитель Фонда Николай Малыгин. — Конечно же, нам близка творческая талантливая молодежь, поэтому, как мы и декларировали нашу стратегию, так и продолжаем работать. Например, фондом была организована выставка члена Союза художников России Стаса Азарова, которая состоялась в Детской художественной галерее Волгограда».

Очередным вкладом в культурную жизнь Волгоградской области и Волгограда стала юбилейная выставка члена Союза художников России Петра Зверховского, которая также состоялась в детской художественной галерее в городе-герое на Волге. Выставка мастера столь большого уровня — это всегда сенсация, всегда откровение. Среди посетителей залов детской галереи можно было увидеть и профессионалов Волгограда, и начинающих художников, и, конечно же, множество гостей, которые пришли насладиться творчеством мастера, в очередной раз ощутить свою сопричастность к миру духовных исканий Зверховского.

Выставка Петра Зверховского — это своего рода продолжение большого проекта Фонда «7Ветров», посвященного работе продолжателей культурных традиций общества «Бубновый валет», созданного в начале ХХ века. Напомним, что в 2013 году в Волгограде состоялась выставка Петра Зверховского и Глеба Вяткина «Бубновый валет. Постскриптум». В рамках проекта совместно с Волгоградским музеем имени Машкова был издан художественный альбом.

Словом, можно констатировать: ряд крупнейших культурных событий Волгограда связаны с благотворительным фондом «Семь ветров». «Что ожидает впереди?» — такой вопрос мы адресовали Николаю Малыгину.

— 6 ноября фонд «7Ветров» совместно с музеем имени Машкова представят новую ретроспективную, персональную выставку Глеба Вяткина, посвященную его 80-летнему юбилею, — рассказал Николай Евгеньевич.  — В экспозицию будут включены ранние работы мастера из частных собраний и работы последних лет, в которых аккумулированы основные этапы его исканий. К выставке приурочено издание альбома, включающего 200 работ Глеба Вяткина из мастерской художника и из частных коллекций как отечественных так и зарубежных. Этим изданием и выставкой Благотворительный фонд «7Ветров» продолжает свое плодотворное сотрудничество с российскими музеями, открывая новые страницы в истории отечественного искусства ХХ века.

— Осенью в Волгограде проходил фестиваль «Арт-Слой». Как Вы оцениваете это культурное событие?

— В этом фестивале Благотворительный фонд «7Ветров» участие не принимал, но мы всегда приветствуем новые, свежие идеи, которые могут привнести что-то новое в культурную жизнь области. Я бы отметил единственный минус: отсутствие должного информационного сопровождения.

— Вы отметили важную деталь: сегодня многие говорят о том, что информационной среде существует вакуум на информационное сопровождение культурных событий, их трактовку и осмысление... Что можно исправить в данной ситуации, к чему идете Вы?

— Мне кажется, важно правильно расставить акценты, чтобы мероприятие «зазвучало» и стало интересным тысячам людей. В этом году принципиально новым шагом для нашего Фонда стало сотрудничество с Радищевским музеем в Саратове. В 2014 году государственный Радищевский музей был признан музеем номер один в России. Это, пожалуй, единственный музей в стране, главное здание которого строилось именно под музей.

Знакомство произошло, когда Фонд принял участие в реконструкции Никольского кафедрального собора города Камышина. Дело в том, что ряд икон были отправлены на реставрацию в реставрационные мастерские Радищевского музея. Это стало началом для более близкого знакомства, которое, я уверен, во многом определит будущее нашего Фонда. Не скрою, я по-новому открыл для себя Саратов — город старых традиций, со старой культурой, имеет прекрасные архитектурные ценности. В городе, где родился Чернышевский и правил Столыпин, есть прекрасные учебные заведения со своими традициями.

— Что дало Вам сотрудничество?

— Наше сотрудничество с прекрасным коллективом Радищевского музея послужило своеобразным мостиком к знакомству с художниками Саратова. Безусловно, в старинном городе на Волге есть свой художественный пласт, своя уникальная «саратовская школа», свои корифеи...

Открытием для нашего Фонда стали такие художники, как Николай Гущин (1888—1965), с интересной судьбой. Во времена революции он покинул Россию, почти 30 лет прожил во Франции, а в 40-х годах возвратился на родину. В настоящее время Фонд «Семь Ветров» совместно с Радищевским музеем готовит выставку, которая будет завершать год. Это очень почетно для нас. Выставка Гущина раскроет для посетителей творческий период мастера, ранее практически не известный в России. Это годы после революции — так называемый «зарубежной период». При подготовке к выставке была проделана большая серьезная работа, связанная с командировками, — в том числе, за пределы России. Велись переговоры о возвращении некоторых работ Гущина на родину. И это удалось! 19 декабря состоится открытие этой выставки.

— Какими еще культурными открытиями Ваш Фонд планирует завершить год?

— Еще одно важно и сложное мероприятие для нашего Фонда — это работа по поиску творческого наследия художника Валентина Юстицкого. Человек со сложной и трагической судьбой, Юстицкий 10 лет провел в лагерях. В настоящее время готовится к выходу в свет книга, посвященная жизни и творчеству Валентина Юстицкого. В ее основу легли не только архивные материалы, но и личные письма художника из лагерей.

— Таким образом, Ваш Фонд, если можно так сказать, стал «межобластным». Каким Вы видите перспективы подобной работы на два областных центра?

— Сотрудничество с Саратовским музеем станет объединяющим звеном культурных традиций двух областей — Саратовской и Волгоградской. В следующем году мы планируем открыть выставку волгоградских художников в Радищевском музее. Как выяснилось, в Саратовской области мало знакомы с творчеством соседей — волгоградских художников. Считаю, этот культурный обмен чрезвычайно полезным и уместным. Несомненно, знакомство перерастет в новые творческие искания, что, в итоге, «откликнется» для нас, посетителей выставок и поклонников, новыми работами как прославленных, так и молодых художников Юга России.