С интересом прочла статью Петра Баранова «Кто будет автором памятника Герою?». Очень обрадовалась, что у нас в городе есть свои скульпторы, что их несколько и они даже соперничают между собой.
Видимо, город не очень готов к такому повороту событий. Ведь в других городах, решив поставить памятник, сначала объявляют творческий конкурс, создают комиссию, организуют просмотры, ведут в прессе детальное обсуждение и выносят вердикт.
Авторы заранее знают, что претендентов несколько, с особым вдохновением работают и, конечно, с волнением ждут решения жюри и общественности. Лучше, когда проекты рассматриваются инкогнито, фамилии проигравших даже не объявляются. Лишних обид обычно не бывает.
А у нас все пошло как-то не так. Только на днях на пресс-конференции Дмитрия Вайриха мы узнали, что проектов памятника Герою России целых три. Одного мы вообще не видели, а два опубликованы через большой промежуток времени, с самой положительной оценкой и утверждены мэром города.
Мне все равно, кто будет автором памятника Александру Колгатину, но очень важно знать каким он будет. Уже утвержденный проект, «за которым стоят серьезные, умеющие брать на себя ответственность люди» меня волнует, но не удовлетворяет. Во-первых, он абсолютно статичен, нет внутреннего напряжения, порыва, динамики. Во-вторых, для создания монумента статуя должна быть во много раз увеличена и при круговом обзоре иметь со всех сторон оригинальный силуэт. Представьте, подняли мы скульптуру на достойный постамент, взглянули на нее в профиль и охнули: висящая у сердца каска превращает мужскую грудь в нечто подобное Анне Семенович.
Я понимаю, амуниция и снаряжение у этого десантника безупречны, все по уставу. Одной рукой держит мину. Я в минах плохо разбираюсь, но, кажется, именно против таких мин всем сердцем воевала принцесса Диана. Другая рука на ремне автомата. Ни характерного жеста, ни привета, ни прощания... Над лицом автор еще долго будет работать, пока выражение неуловимое.
Помню, в Псковской области я долго стояла перед памятником Александру Матросову. Вот, где энергия, где порыв, где презрение к деталям! А в лице и горечь прощания с жизнью и упоение боем. Каждый стоит, смотрит и думает: «А я так смог бы?»
Когда-то Микеланджело искал выражение лиц для своих сражающихся героев. Называлось это выражением «показать сына матери». Она, мать, точно скажет: «Совсем не похож». Да никто в мире с таким лицом к матери не подойдет. А вот совершить подвиг может.
Дорогая Валентина Сергеевна! Ваш Саша теперь не только Ваш нежный, заботливый, улыбающийся сыночек. Он - Герой России, ее сын и защитник от всякой нечисти. Пусть эта нечисть сгинет. А останется героический, обобщенный образ Героя на все времена для всех добрых людей. Спасибо Вам!
Вижу, что Владислав Савинов работал с полной отдачей над своим «Десантником». И натурщики хорошие были и «серьезные люди» помогали. Я рекомендовала бы отливки «Десантника» для школьных музеев, залов боевой славы, для военкомата и т. д. Хороший сувенир. Но как монумент на широкой площади он ещё сыроват и требует доработки.
Макета Александра Безрукова у меня сейчас нет перед глазами. И в интернете не нашла. Но мне он показался более обобщенным, даже романтичным. Абрис гор, «орел, с отдаленной поднявшись вершины», фигура в боевой готовности, заряженная энергией и бесстрашием. Все вместе создает ореол героизма и романтики. Расширяя масштаб монумента.
Главное, автор правильно начал. Почти все скульпторы начинают с лица, с портрета. Безруков уже создал два колгатинских бюста, вжился, так сказать, в натуру. Это долгий процесс. Наш земляк Александр Павлович Кибальников над портретов Маяковского работал почти 15 лет. Образ все зрел и совершенствовался. Потом пришло решение: «поставить Маяковского твердо, на обе ноги, скромно, просто и величаво, без внешнего эффекта. Все движение внутри, во внутреннем порыве». До сих пор москвичи и гости города читают стихи у этого памятника.
Мне кажется, Александр Безруков ещё в поиске. Раз денег нет, зачем торопиться? Пусть скульпторы работают и соревнуются. Я понимаю, что хочется поставить ещё один монумент к 70-летию Великой Отечественной войны. Меня как бывшего экскурсовода очень волнует избыток военных памятников в Камышине. Колгатинский будет седьмым. Очень трудно за короткое время обо всём рассказать. Туристы могут подумать, что камышане три с половиной века только воевали и умирали.
Уж если мы хотим быть очень нужными, актуальными и умными в этом мире, сейчас самое время создать хороший памятник камышинскому уроженцу, певцу и композитору Евгению Мартынову. Он какое-то время учился в консерватории в Киеве, потом переехал в Донецк и закончил там музыкально — педагогический институт. На республиканском конкурсе получил приз зрительских симпатий, и с этого началась его звездная карьера.
Представьте, у нас в Камышине будет поставлен памятник Евгению, сделаем отливку и отвезем ее в Донецк. Там в мирное время ежегодно проходят мартыновские фестивали (брат старается). Встретят статую даже лучше, чем Кобзона. Уже сколько раз Путин говорил, что надо крепить культурное сотрудничество, а у нас в Камышине могут упустить такую яркую возможность.
Я понимаю, что без денег мы в Донецк не доедем, но мечтать никто не запретит.
От редакции. Когда Валентина Семеновна Золотарева написала этот материал, широкой общественности еще не был представлен четвертый проект памятника. Поэтому она высказала мнение лишь о трех вариантах будущего памятника Герою России А. М. Колгатину.