Информации о ДТП на российских дорогах давно уже напоминают фронтовые сводки. Так, только за 13 ноября в России были зарегистрированы 476 дорожно-транспортных происшествий, при которых погибли 34  и  558 человек были ранены. Расклад по месту происшествий при этом еще раз подтвердил, что наиболее тяжелые по последствиям ДТП, как и ранее,  регистрируются на федеральных автодорогах.

Поскольку для жителей нашего города и Камышинского района это обстоятельство  является определяющим,  мы и задались вопросом "Как же снизить тяжелые последствия при ДТП?"  Из открытых источников печати и интервью ответственных сотрудников  минздрава области выяснилось, что определяющим фактором исхода ДТП является своевременность оказания пострадавшим первой медицинской помощи.

Опрошенные нами специалисты в один голос заявили, что наилучшие результаты достигаются в течение 30 минут с момента получения травм. Отсутствие помощи в  первый час с момента получения травмы увеличивает количество смертельных исходов среди  тяжело пострадавших в ДТП на 30%, до 3 часов - на 60%, до 6 часов - 90 процентов.

При неоказании первой помощи пострадавшим, а также позднего прибытия бригад скорой медицинской помощи, доля лиц, погибших до поступления в лечебные учреждения, составляет практически 60% от общего количества лиц, погибших вследствие дорожно-транспортных происшествий.

Выяснилось и то, что почти в 20% случаев можно избежать смертельных исходов даже при минимальной  подготовке участников дорожного движения в вопросах оказания первичной медицинской помощи пострадавшим. Еще одна цифра, заставляющая задуматься такова, - при транспортировке попутным транспортом у нас в области погибают более 80% пострадавших.

В свое время мне довелось брать интервью у зам.председателя областного комитета здравоохранения С. В. Симонова. По его словам выходило, что в нашем регионе разработана и действует целая система организации медицинского обеспечения безопасности дорожного движения. Она, в частности, предусматривает   комплекс мероприятий, включающих как медицинскую профилактику дорожно-транспортных происшествий, так и медицинскую помощь в случае возникновения ДТП.

Данная  система  оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП на территории Волгоградской области актуальна и поныне. Ведь она  включает в себя  оказание медицинской помощи как на месте происшествия, так и в пути следования в лечебное учреждение. Главным образом, конечно, непосредственно в лечебном учреждении. Но, по словам врачей, наиболее важным и уязвимым с точки зрения дальнейшего прогноза  спасения пострадавшего, все-таки является первый этап оказания ему медицинской помощи.

Основными причинами, снижающими эффективность медицинской помощи в догоспитальном периоде, являются следующие факторы:

- значительный промежуток времени между ДТП и вызовом скорой медицинской помощи;

- нарушения медицинских требований и правил траспортировки пострадавших при эвакуации попутным транспортом;

- недостаток средств связи для вызова  с места ДТП скорой медицинской помощи;

- неукомплектованность медицинских укладок и нехватка современных средств иммобилизации на санитарном транспорте.

Однако печальный опыт показывает, что жизнь пострадавших все-таки  зависит от того, какая им будет оказана помощь в первые минуты после ДТП. Если пострадавший находится в состоянии клинической смерти более 3 минут, то вероятность спасения его жизни составляет 75 %. При увеличении этого промежутка до 5 минут вероятность уменьшается до 25%. По превышении 10 минут человека спасти уже не удается.

Как правило, на месте происшествия оказание первой медицинской помощи осуществляется самими участниками ДТП, сотрудниками ГИБДД, работниками дорожных служб. Многие из них, зачастую, не знакомы с правилами и методами оказания первой медицинской помощи. В результате в городах нашей области на догоспитальном этапе первую медицинскую помощь получают всего 10-15% процентов пострадавших, а на федеральных автодорогах этот показатель едва доходит до 2-х процентов.

По данным чиновников минздрава, в Волгоградской области на месте происшествия из-за неоказания первой медицинской помощи до прибытия "Скорой помощи" погибают свыше 30% пострадавших. Среднее время прибытия бригад СМП в городах нашей области колеблется от 7 до 18 минут. В 99% случаев бригады СМП прибывают в течение 20 минут. Гораздо хуже обстоит дело в сельских районах. Причина -   недостаток бригад СМП и удаленность станций и отделений СМП от возможного места ДТП. Здесь среднее время прибытия "скорых" составляет 33 минуты.

Таким образом, в нашей области отмечается  проблема оказания медицинской помощи именно в первый, так называемый, «золотой» час после ДТП.

Большие расстояния, отсутствие связи, неразвитость других средств и способов передачи информации о возникновении ДТП, отдаленность медицинских учреждений от дорог федерального значения, плохая оснащенность и неподготовленность немедицинского персонала, участвующего в  оказании первой помощи, недостаточно отработанная система оперативного взаимодействия между службами здравоохранения, подразделений ГИБДД и МЧС, транспортными и дорожными организациями - все эти факторы могут и все еще приводят к большим человеческим потерям при ДТП.

Как и в предыдущие годы, ныне совершенствование системы спасения при ДТП идёт, прежде всего, по пути сокращения времени обнаружения, оповещения и доставки к месту ДТП медицинских работников. С этой целью в области вот уже  более десяти лет  как организовано взаимодействие органов управления и сил ГУВД Волгоградской области, ГУ МЧС России по Волгоградской области. Деятельное участие в этой программе призваны принимать и соответствующие структуры Администрации  нашей  области.

Насколько это взаимодействие окажется действенным - покажет время. И, конечно, люди, от слаженности действий которых зависит жизнь пострадавших в ДТП.