Сегодня на месте, где сделаны эти фотографии, находится некая смесь дорог и тропинок, рядом с которой администрация Камышина предлагает построить многоэтажный дом. Поэтому мы поспешили сделать фотографии на память...
Камышане, которым случалось прогуливаться в этих местах, невольно останавливались у небольшого отрезка булыжной мостовой, который упирается в детский сад № 49. (Ну, те, кто понаблюдательней, конечно, и кому интересны подобные вещи!) «Откуда здесь мостовая?» — интересовались люди.
«А ты видел булыжную мостовую в пятом микрорайоне?» — спросил меня как-то экс-директор Камышинского историко-краеведческого музея Сергей Чеботарев.
Я ответил, что видел. Мало того, несколько лет подряд фотографировал её. Однако точного ответа, кто и когда её сделал, не получил. По одной из версий в этом месте — далеко за городом, в начале XX века располагалось некое уездное воинское подразделение (и, соответственно, постройки). Вот тогда сюда якобы и была проложена булыжная мостовая. Ниже приведена схема примерного расположения двух насыпных дамб Камышина, которые вели к дорогам на Саратов и на Царицын (ныне Волгоград).
Одна дамба в районе нынешней улицы Октябрьской пересекала Кирпичный овраг — примерно в том месте, где сегодня расположен пантонный мост. По ней рабочие владельца кирпичного завода Шумилова возили глину из карьера. По ней же можно было проехать к упомянутому выше месту воинской дислокации.
Военные, как известно, любят основательность. Поэтому, несмотря на бурные события гражданской и Великой Отечественной войн, место воинской дислокации сохранилось. Во второй половине XX века здесь появились «Дома офицерского состава» — ДОСы. Два дома сохранились — они расположены ближе всего к проезжей части улицы Базарова. Старожилы помнят, как в торцевой части одного из них размещался детский сад. А остановка до сих пор сохранила название «ДОСы».
Частично сохранилась и мостовая. Дамбы сверху покрывали булыжником, и дорогу к нынешним ДОСам также покрыли булыжником. Военные и тут проявили основательность. Сохранившая часть могла быть, например, въездом в часть военного городка, а может, и внутренней дорогой. Любопытно, что на старинных улицах Камышина, которые когда-то были мощены булыжником, брусчатка исчезла давным-давно, скрывшись под слоями асфальта. А вот «на пятом» дожила до начала XXI века...
Добавим, что вторая дамба вела через реку Камышинку к нынешнему элеватору (в то время Ткаченкову саду и Шемякинским дачам). И далее — на Саратов (уже без брусчатки, конечно, слишком дорогое удовольствие!). Это были райские места для тех лет: близость грунтовых вод и наличие речки Ельшанки позволяли создавать здесь прекрасные сады, а Шемякин даже умудрялся выращивать всякие «привозные», то бишь экзотические для наших мест деревья. Следует учесть, что сама река Камышинка была куда более узкой, она разлилась лишь после строительства Волжской ГЭС и создания Волгоградского водохранилища.