Что бы ни говорили, интернет – великое изобретение человечества. Например, он позволяет свзяать воедино множество исторических нитей, узнать человеческие судьбы. Благодаря интернету и газете «Молот» (http://molotro.ru/news/otkroveniya-voditelya-lunohoda) Ростовской области в Камышине стала известна судьба выпускника Камышинского артиллерийского технического училища (КАТУ) Вячеслава Довганя – профессора, который в апреле июне 1968 года успешно прошел отбор для подготовки в качестве члена экипажа «Лунохода», по окончанию которой был назначен водителем второго экипажа «Лунохода».
Советский и российский военный и ученый, генерал-майор авиации, кандидат военных наук, профессор, водитель лунохода Вячеслав Довгань рассказал студентам Южного федерального университета об истории отечественной космонавтики.
ЦИТАТА
– Участники «Лунной одиссеи», как я ее назвал, были подготовлены еще в 19 веке нашими русскими учеными. Тогда только начинала создаваться ракетная техника. Александр Засядко, Константин Константинов, Иван Мещерский – они сделали очень много для того, чтобы наше Отечество было всегда вооружено. Именно нашим ученым-конструктором создана первая ракетная подводная лодка, предвестники Катюши. Все это создавалось в военных целях. Это продолжилось и в Великую Отечественную войну. Еще в 1944 наши ученые знали о существовании в фашисткой Германии мощных заводов по изготовлению ракетной техники. Руководили этими предприятиями предводители Вермахта, главным инженером был Вернер фон Браун.
После окончания войны американским войскам удалось взять в плен большинство ученых, разработчиков немцев и переправить в Америку. Наша комиссия пребыла туда уже на освобожденную территорию. Мы тоже создали институты по изучению трофейной военной техники.
Такие люди, как Мстислав Келдыш, Сергей Королев, Михаил Тихонравов и очень много других, все они мечтали о полете в космос. Ведь создана и «трасса Кондратюка», и пилотируемые полеты «Аполлона» (советский ученый Юрий Васильевич Кондратюк рассчитал оптимальную траекторию до Луны, она использовалась американскими учеными для полета на Луну, - прим.ред.). Мы мало говорим об этом. И в 20 веке, уже после войны, все это начало стремительно развиваться. Наши ученые и конструкторы открыли новую космическую эру запуском искусственного спутника Земли. А закончилась она в 1976 году, тогда мы завершили работу над Луной-24. С тех пор только идут одни разговоры. А в момент Перестройки начали губить космонавтику, только пилотируемая еще держалась. А вот для исследования дальнего космоса, научных и народно-хозяйственных объектов не финансировалась, никого не интересовала. Был создан уникальный комплекс «Энергия Бурана». Пусть это не лунная, но тоже одиссея нашей отечественной космонавтики.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Наши умельцы, они среди нас живут и сегодня, лишь бы их только поддержали. И образованием, и финансированием, дали качественную работу, открыли новые лаборатории и проводили конференции. Нужно, чтобы молодежь на опыте своих предков стала еще лучше. Она уже лучше. Она впитывает как губка, ее выжали за последние 20 лет, а теперь она начинает наполнятся. И это хорошо.
ДОСЬЕ: Вячеслав Довгань
Дата и место рождения:
Родился 20 октября 1937 года в городе Белгород, РСФСР.
Образование и научные звания:
Окончил 7-ю мужскую среднюю школу в городе Симферополь Крымской области. Окончил Камышинское артиллерийское техническое училище. Окончил Военную инженерную академию имени Ф.Э.Дзержинского. Кандидат военных наук. Профессор.
Воинская служба:
Начинал службу в артиллерийском полку в Белоруссии, который затем был перепрофилировали в ракетный. После окончания академии был переведен в Симферопольский Центр дальней космической связи (НИП-10), расположенный в поселке Школьное под Симферополем и входивший в структуру Ракетных войск стратегического назначения. Затем служил в Главном военном клиническом госпитале имени Н.Н.Бурденко. С 1982 года служил в филиале 35 НИИ военной медицины Министерства обороны (ныне - Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины), где закончил службу в должности заместителя начальника филиала по научно-испытательной работе.
Участие в программе по управлению «Луноходом»:
В апреле-июне 1968 года успешно прошел отбор для подготовки в качестве члена экипажа «Лунохода». Прошел полный курс подготовки, по окончанию которой был назначен водителем второго экипажа «Лунохода».
Из пункта управления луноходом (ПУЛ) под Симферополем принимал участие в управлении работой на лунной поверхности аппарататов:
«Луноход-1» - с 7 ноября 1970 по 14 сентября 1971 года;
«Луноход-2» - с 16 января по 9 мая 1973 года. Был водителем экипажа, которому было поручено проведение первого сеанса связи.