Региональная политика: анализ текущих событий
ВЕРТИКАЛЬНОЕ КОЛЕБАНИЕ В ЗАМКНУТОМ КРУГЕ
Сегодня в обзоре:
— Дмитрий Медведев: «Кто не исполняет, на улицу пусть идёт…»
— «Дело Волкова» и политическая риторика
1.
В комментариях к нашему прошлому обзору гость под ником «Тимур» откликнулся на раздел, посвященный внесению Анатолием Бровко в областную Думу поправки в Устав области о ежегодном отчете губернатора о результатах деятельности администрации региона. Вот что написал гость портала InfoKam.su: «Хочется задать вопрос экспертам: почему депутаты городской Думы не очень торопятся отчитаться о проделанной работе, как законотворческой, так и о работе на местах. И дело тут наверно не в том, что состав Думы поменялся, но есть и „старенькие“, что-то не слышно их. И еще, многие говорят о политической неактивности избирателей. А знаете, когда эта активность будет — когда мы, избиратели, будем видеть реальные дела „своего“ депутата на местах, когда на уровне города будут отстаиваться интересы избирательного участка. Есть только единичные примеры такой работы, и депутаты эти, кстати, сейчас делают много для своего участка, и люди на этом участке знают своего депутата».
По сути, речь здесь идет об общественном контроле за деятельностью власти. По нашему мнению, тема контроля — во всем многообразии этого понятия — сегодня архи-актуальна для развития страны. С разговора об этом мы и начнем наш сегодняшний еженедельный аналитический обзор.
16 марта Президент РФ провел специальное совещание, посвященное контролю за исполнением поручений главы государства. Проходило совещание в режиме видеоконференции (похоже, это становится весьма «модной» тенденцией в работе власти — например, такую форму начал активно использовать и губернатор Анатолий Бровко). Ознакомиться с полной стенограммой совещания можно на сайте www kremlin.ru. Мы же обратим внимание на вступительное слово Дмитрия Медведева (приводим с незначительными сокращениями):
«Мы давно договаривались периодически проводить такого рода совещания. Они касаются исполнения поручений Президента. Это не значит, что без совещаний поручения не исполняются, конечно, они исполняются, и в этом принимают участие и Правительство Российской Федерации, и руководство ведомств, и руководители территорий, и другие структуры, которым даются поручения. Но в таком режиме мы ещё не работали.
В целом считаю, что ситуация с исполнением поручений достаточно сложная, потому что несмотря на то, что я регулярно получаю как глава государства доклады из Правительства, из территорий, от других организаций, далеко не всегда эти доклады выглядят содержательно.
Очень часто это просто отписки: желая уложиться в те или иные сроки, наши уважаемые коллеги докладывают о том, что сделано то-то и то-то. На самом деле — начинаешь разбираться — по сути, ничего не произошло.
Укрепление исполнительской дисциплины — это, вне всякого сомнения, требование сегодняшнего дня, это необходимость. И надеюсь, что такого рода видеоконференции, такого рода совещания будут этому способствовать. Мы будем их проводить регулярно, с тем, чтобы не возникало больших пауз, и можно было посмотреть в глаза каждому исполнителю.
Помимо укрепления исполнительской дисциплины (которая у нас всегда, к сожалению, хромает) — а это требование регулярное — нужно посмотреть на содержание самих поручений и на то, что по этим поручениям делается.
Далеко не всегда какие-то кричащие вещи оформляются в виде президентских поручений, и, наоборот, зачастую мне приходится подписывать поручения, которые, откровенно говоря, ничего не изменяют и, соответственно, не вносят ничего нового — это повторение пройденного.
В этом плане все присутствующие здесь: и Администрация Президента, и полномочные представители, и Правительство Российской Федерации — должны ценить силу президентских поручений. Их не должно быть очень много, но они должны быть веские, и они должны исполняться неукоснительно».
И еще одна цитата из стенограммы. Это фрагмент доклада начальника Контрольного управления К. Чуйченко:
«В целом, оценивая состояние исполнительской дисциплины, можно отметить более чёткую работу Правительства Российской Федерации и других исполнителей. Снизилось количество многократных переносов сроков исполнения поручений. В 2009 году продление сроков два раза и более сократилось до 89, при этом в 2008 году такое продление составляло 287 случаев. В этом смысле имеется определённая тенденция улучшения оперативности выполнения поручений.
Из федеральных органов власти в качестве положительных примеров можно отметить Генеральную прокуратуру, Минюст, Минтранс. Доклады МИДа всегда отличались высокой степенью проработанности как по форме, так и по содержанию.
В то же время, несмотря на определённые положительные результаты работы, качество и своевременность исполнения поручений остаются на недостаточном уровне. Анализ состояния исполнительской дисциплины свидетельствует об имеющихся случаях несогласованности действий, неполноте проработки вопроса, что приводит к необоснованному затягиванию решения поставленных главой государства задач. Особенно это относится к Минэнерго, Минобороны и Минрегиону России. Причём данная наша оценка совпадает с мнением Аппарата Правительства.
Д.МЕДВЕДЕВ: Минэнерго, Минобороны. Кто ещё там нарушитель основной?
К.ЧУЙЧЕНКО: Минрегион.
Д.МЕДВЕДЕВ: Минрегион. Все слышали?
К.ЧУЙЧЕНКО: Работа по усилению ответственности исполнителей должна быть продолжена на системной основе. И в этой связи, Дмитрий Анатольевич, нам представляется целесообразным издать в адрес Правительства отдельное поручение о принятии исчерпывающих мер, направленных на безусловное исполнение Ваших поручений, при этом установив срок доклада 30 апреля 2010 года».
Доклад Чуйченко не остался без комментария Президента РФ. Вот что он сказал:
«Два слова в режиме комментария того, что сказал начальник Контрольного управления. Эти длительные сроки исполнения поручений, по которым у нас вроде бы как стало лучше, — мы с вами понимаем, что длительные сроки исполнения поручений — это абсолютно крайняя мера. Есть большие проекты типа Олимпиады, других больших строек, но там это объективно, понятно, разделено на этапы. Ну, а когда пишут письма о том, что „предлагаю перенести на полгода“… Что это означает? Это означает только одно — неисполнение поручения Президента. Что из этого должно вытекать? Должно вытекать следующее, и это я как раз предлагаю сделать (Константин Анатольевич, пометьте себе): в случае если происходит перенос исполнения поручения, Вы должны определить степень объективности такого рода переноса; и если Вами выявлено, что перенос срока поручения связан с неисполнением или ненадлежащим исполнением тем или иным чиновником своих служебных обязанностей, вместе с письмом о переносе срока поручения, как Вы мне обычно пишете („предлагаем перенести“), одновременно меры об ответственности конкретных людей, вплоть до увольнения безотносительно к чинам и званиям.
И по поводу Вашего поручения. Я такое поручение подписывать не буду, потому что принимать исчерпывающие меры по безусловному исполнению поручений главы государства — это несерьёзно. Они и так должны исполняться. Кто не исполняет, на улицу пусть идёт. Такое поручение не нужно».
Контроль — одна из основ государственности, любой сферы человеческой жизнедеятельности (бюджет семьи и тот требует контроля). Вспомним: В. И. Ленин в начале становления советской власти буквально требовал «учета и контроля», его статьи о рабоче-крестьянском контроле и т. п. конспектировало не одно нынешнее поколение. Сталинское понимание контроля — это вообще отдельная тема, которая до сих пор разделяет наше общество на два противоположных лагеря; при Иосифе Виссарионовиче за утаенный хлебный колосок можно было загреметь на лесоповал на немалый срок… А легендарные облавы в кинотеатрах в рабочее время при Андропове? Это ведь тоже — контроль.
В начале президентства Бориса Ельцина одним из первых в структуре аппарата президентской администрации появилось Контрольное управление, которое возглавил хорошо знакомый камышанам Валерий Махарадзе, бывший директор стеклотарного завода и бывший глава волгоградского облсовета. Правда, правление Ельцина как раз и отличалось слабостью системы контроля, граничащей с недееспособностью. Дело дошло до того, что федеральные законы в регионах подчас просто не действовали либо противоречили законам местным.
Создание Владимиром Путиным вертикали власти преследовало, в том числе, и цель налаживания действенного госконтроля. За прошедшие десять лет сделано немало. Но при всем том, анализ выполнения властных решений дает основание утверждать: кризис государственного контроля не просто существует, а стоит тормозом к системным преобразованиям в России, являясь ахиллесовой пятой курса на модернизацию.
Обратите внимание: совещание в Кремле, с которого мы начали наш разговор, помечено в официальной отчете как «специальное». Считанные мероприятия с участием главы государства имеют такое вроде бы казенное прилагательное. И сам Дмитрий Анатольевич подчеркнул: подобное совещание проводится впервые. Проще говоря — проблема настолько созрела (а то и перезрела), что не обращать на нее внимание просто нельзя. Если уж руководитель контрольного органа при президенте просит главу государства «издать в адрес Правительства отдельное поручение о принятии исчерпывающих мер, направленных на безусловное исполнение» его же поручений, это говорит о многом.
Конечно, чтобы что-то менять, надо, прежде всего, понять причины сбоя такого механизма, как государственный контроль. Причем не только в конечной его фазе (что не сделано, почему, кто виноват, как исправлять), но и на стадии принятия решений (их обоснованность, возможные последствия, комплекс сопутствующих мер, четкая ответственность и т. д.). И еще одно необходимое звено — укрепление исполнительской дисциплины (об этот Дмитрий Медведев как раз и говорил на совещании).
По всем этим направлениям есть масса прорех, через которые в никуда улетают и растворяются в неведомых далях заведомо благие властные начинания; из-за которых буксуют правильные реформы; не работают в полном объеме законы, постановления, распоряжения; из-за которых люди, ради которых, собственно, и принимались те или иные решения, не могут получить положенное или воспользоваться своими правами. То есть все то, что приводит к знаменитому черномырдинскому: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». За примерами далеко ходить не надо.
Начнем — не смелости ради, а в соответствии с вертикалью власти — с ежегодных президентских Посланий Федеральному Собранию. По логике вещей, новое послание должно начинаться с анализа — пусть и краткого — послания предыдущего. А этого, к сожалению, нет. В прошлогоднем Послании Д. А. Медведева о его первом обращении к Федеральному Собранию в назывном порядке упоминается пару-тройку раз, а конкретно об исполнении — приведен единственный пример (об одном из направлений, связанном с образованием).
Классический пример непродуманности принимаемых решений — печально знаменитый так называемый Закон о монетизации. Актуальность его зашкаливала. А получилось нечто такое, что грозило социальными взрывами по всей стране. К дате вступления закона в силу не была готова инфраструктура его реализации, власти даже толком не знали — сколько людей подпадут под его действие. Отсюда — очереди сначала за рецептами, а потом за бесплатными таблетками в аптеке, изнуряющее ожидание (для больных-то!) нужных препаратов. И показательно, как власть решала эти навалившиеся проблемы, которые надо было предусмотреть с самого начала! Стали сокращать список льготных лекарств. При этом высокопоставленные федеральные чиновники божились, что закон финансируется в полном объеме. А льготник, приходящий в свою поликлинику, все чаще слышал: а этого у нас нет; а на это денег не выделили; а этого на всю поликлинику всего две упаковки на квартал… И теперь закон свелся к тому, что большинство льготников берут его денежную составляющую, проклиная чиновников — от своих губернатора и мэра до президента и премьера…
Совсем недавний пример — жесткая реакция первых лиц страны на «необоснованно завышенные тарифы» по коммуналке. Бюрократический аппарат тут же завертелся, пошли рапорты с мест: тут снизили, там. Между прочим, тарифы растут каждый год. Никакого особого труда не надо, чтобы еще до утверждения выяснить их «обоснованность». Вспомнили в марте. Да то, наверное, потому, что в ряде регионов прошли массовые акции протеста (как, например, в Калининграде).
Можно вспомнить еще, например, что творилось, когда власть озаботилась сменой акцизных марок на алкоголь. А перманентные запреты на праворульные авто? Или попытки введения кассовых аппаратов для частных торговцев, маршрутчиков и тому подобное? Список бесконечен. Кстати, с 1 апреля в обязательном порядке все автоматы — платежные терминалы должны быть переоснащены новыми кассовыми устройствами. По всей страны они уже есть только у примерно пятой части таких банкоматов. Значит, к сроку остальные не поспеют — тут и к гадалке не ходи. Значит, чтобы положить деньги на мобильник или заплатить коммунальные платежи — пожалуйте в сберкассу, в очередь этак часа на два-три. Не говоря уже о том, что владельцы терминалов (между прочим, этот сегмент рынка услуг сами власти называют одним из самых быстро развивающихся в России) свои затраты перенесут на кошелек потребителей…
А уж об уровне исполнительской дисциплины мы узнаем чуть не каждодневно. Вот недавнее нашумевшее закрытие Камышинской психиатрической больницы № 7. Кончилось действие лицензии, больные оказались чуть ли не на улице, а в городе — паника. В некоторых СМИ указывалось, что на продление лицензии просто не нашлось денег! Между тем, психбольница эта расположена не на Марсе, а в третьем по величине городе области. И то, что лицензия закончится такого-то числа — не тайна за семью печатями для чиновников соответствующих ведомств, обязанных этот процесс КОНТРОЛИРОВАТЬ. Не сложилось. Зато теперь, когда об этом случае узнала чуть ли не вся страна, чиновники забегают. И «дело» это возьмут под «личный контроль» такие властные величины, которые до того о существовании этой психбольницы даже не догадывались…
Недавно состоялось заседание Совета безопасности области. На нем, в частности, были озвучены итоги очередной прокурорской проверки законодательства о госслужбе. Оказалось, в администрациях трудятся целыми семейными подрядами. Вот какие нарушения нашла прокуратура (цитируем по «Комсомольской правде — Волгоград»):
«В комитете по здравоохранению по Волгоградской области работали мать (заместитель председателя комитета) и сын (консультант отдела экономики комитета) Баязитовы. В администрацию направили представление. Его еще не рассмотрели.
На должность ведущего специалиста одного из отделов областного комитета экономики взяли сноху Преснова, первого заместителя председателя этого подразделения. После бумаги из прокуратуры Преснов уволился.
На должность консультанта отдела контроля договоров комитета муниципального заказа администрации Волгограда приняли Бирюкову, жену замглавы мэра. Но у женщины не было соответствующей квалификации на это место. После представления прокуратуры женщину понизили до специалиста первой категории.
Без конкурса взял на работу своих родственников и управляющий делами мэрии Сергей Карпенко. Таким образом, оказались устроены его дочь, жена, брат жены, сноха брата жены. Все до сих пор работают в мэрии. Взял на работу сына начальник отдела ЖКХ и строительства Суровикинской администрации Чеботарев. Теперь молодого человека перевели в другой отдел муниципалитета.
А вот глава Ольховской администрации Орлов устроил своим замом по сельскому хозяйству брата. По предписанию прокуратуры с мужчиной дважды расторгался трудовой договор. Но глава принял родственника на работу в третий раз».
При каждом удобном случае (перед выборами, например) чиновники не устают напоминать: они — слуги народа. На самом деле наше чиновничество давно оформилось в правящий класс. Со своей гегемонией они добровольно не расстанутся. Пора признать: демократия, о которой так много споров в нашей стране, не власть народа. Демократии в чистом виде нет нигде. Народовластие сегодня — это баланс между бюрократией и обществом. Степень влияния общества на бюрократию и определяет степень демократии. Причем влияние это — не только возможность свободного волеизъявления на тех или иных выборах. Это — система контроля во всем многообразии его форм.
Современная история России, начавшись в 1991-ом, пока только заложила фундамент действенной демократии. Десять лет потребовалось для того, чтобы придти к пониманию необходимости дееспособной вертикали власти. Теперь настала пора ее точной настройки. Как известно, любое высотное сооружение подвержено колебаниям. И чтобы такое колебание не привело к обрушению здания, надо следовать определенным правилам. Так и с вертикалью власти. Сегодня ее изнутри по всей властной иерархии «раскачивает» та часть бюрократии, которая не способна отвечать требованиям времени и общества.
По сути, надо вести речь о реформировании бюрократического аппарата. Основные векторы этой реформы, на наш взгляд, заключаются, в нескольких базовых принципах.
Первое. Необходимо кардинальное сокращение численности чиновничества. Российская бюрократия — на всех уровнях власти — растет как на дрожжах, ее численность уже зашкаливает за все разумные пределы. При этом эффективность работы чиновников вызывает все больше нареканий граждан. Все предпринимаемые попытки оптимизировать численность бюрократии дают прямо противоположный эффект.
Происходит это, на наш взгляд, прежде всего потому, что сокращение аппарата отдано на откуп ведомствам, госконторам и т. п. Понятно, одномоментно проблему не решить. Необходима четкая госпрограмма поэтапного сокращения численности бюрократии под жестким общественным контролем.
Второе. Административная реформа должна быть направлена на максимальную прозрачность принятия чиновниками решений. Их распределительные функции должны быть жестко регламентированы едиными общегосударственными стандартами, а не внутриведомственными инструкциями, временными положениями и т. д. Соответственно, оценка работы того или иного чиновника должна определяться такими же едиными госстандартами. Работу органов исполнительной власти в части делопроизводства необходимо в кратчайшие сроки перевести на современные формы.
Третье. Ужесточить ответственность чиновника любого уровня.
Четвертое. Определить конкретные максимальные сроки пребывания на выборных должностях всех уровней исполнительной власти.
Пятое. Придать новое содержание формам общественного контроля, общественной экспертизы и т. п. Максимально использовать такую форму общественного контроля как референдум. Сделать обязательной нормой публичные отчеты руководителей органов исполнительной власти перед гражданами.
Все перечисленное не открывает Америк. Но главное — реформа системы контроля (государственного, политического, общественного) насущная необходимость для России. Нужна именно реформа, комплексная система мер. Никами «специальными совещаниями», «ручным управлением» президента или премьера положение не выправить. Иначе модернизация страны просто не состоится.
2.
Минувшая неделя, вслед за громкими арестами высокопоставленных чиновников в Волгоградской области, принесла еще один скандал — арест и побег Николая Волкова, обвиняемого в педофилии. Причем, как и в первом случае, история эта получила некую политическую окраску. Волков в свое время был депутатом и Волгоградской гордумы, и областного законодательного собрания, а в 2004 году даже вышел во второй тур выборов волгоградского губернатора. Плюс ко всему был помощником депутата Госдумы РФ от партии «Справедливая Россия» Олега Михеева.
«Привязка» имени Волкова (точнее, инкриминируемой ему статьи УК) к «Справедливой России» вызвала неожиданную реакцию в региональном отделении «СР». Текст распространенного официального заявления, подписанный Ксенией Ахметжановой, пресс-секретарем реготделения партии «СР» Волгоградской области, заслуживает того, чтобы напечатать его полностью, без каких-либо купюр.
«15 марта в региональных и федеральных СМИ появилась информация о том, что задержан экс-депутат Волгоградской областной думы Николай Волков. Господина Волкова подозревают в совершении преступлений, предусмотренных ст. № 131 и 134 УК РФ („изнасилование“ и „развратные действия“). Однако наибольший резонанс в этом деле вызвало сообщение о том, что якобы Николай Волков является помощником депутата Государственной думы РФ, председателя совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Волгоградской области Олега Михеева.
Главное, о чем бы мы хотели попросить, — это убрать из этой истории всякую политическую риторику. Этого нельзя делать по целому ряду причин.
Во-первых, часть преступлений, в которых Волкова подозревает следствие, он совершил, будучи членом и депутатом областной Думы от партии „Единая Россия“.
Во-вторых, обвинять Олега Михеева в том, что он, мол, недосмотрел за одним из своих 40 помощников — крайне неэтично. С таким же успехом можно обвинять в близорукости почти половину избирателей области, которые отдавали свои голоса за Волкова как кандидата в губернаторы и депутаты.
В-третьих, Николай Волков достаточно продолжительное время уже не является членом партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и помощником депутата Государственной Думы Олега Михеева.
В-четвертых, супруга Волкова, его близкие и родственники на протяжении десятилетий ничего предосудительного за ним не замечали. Напротив его искренне считали прекрасным семьянином. Не хочется проводить никаких аналогий, но маньяка Чикатило никто не мог „вычислить“ на протяжении 20 лет. Очень трудно найти в человеке „второе дно“, если он тщательно это скрывает.
Именно поэтому любые нападки на „Справедливую Россию“ в данном случае не обоснованы. Равно как нельзя в этом обвинять „Единую Россию“, тысячи сотрудников предприятий, которые возглавлял Волков и сотни тысяч жителей Волгоградской области, которые отдавали за него голоса на выборах. Давайте еще обвиним Китай и правящую Компартию КНР за связь с педофилом! Ведь Волков последние годы активно работал с китайским бизнесом и властью.
Также настораживает позиция КПРФ в этом громком деле. На своем официальном федеральном сайте коммунисты оголтело радуются этому крайне неприятному событию. Чему радуетесь, братья-коммунисты? Детским слезам? Родительскому горю? Почему вы готовы обвинять политических оппонентов во всех смертных грехах, но почему-то забыли обсудить на сайте такую же грязную историю со своим однопартийцем — Бабкиным?
Если забыли, напомним, секретарь Краснооктябрьского райкома КПРФ, 54-летний Юрий Бабкин, бывший депутат горсовета Волгограда от КПРФ и член этой партии уже пять месяцев находится в СИЗО. На сегодняшний день следствие установило, что его жертвами стали 285 мальчиков в возрасте от 8 до 18 лет. Возглавляя комитет по туризму и спорту горсовета депутатов г. Волгограда, он совращал подростков прямо в своем служебном кабинете.
Уважаемые коммунисты! Когда СМИ мусолили эту тему, партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ не опустилась до обвинений в ваш адрес. И не опустимся.
Последнее. Если Волков реально совершил преступления (а у нас нет причин сомневаться в серьезности фактических доказательств, которыми располагает предавший огласке эту информацию руководитель волгоградского СУ СКП РФ Михаил Музраев), то виновный должен понести за это ответственность по всей строгости закона».
Комментировать тут, в общем то, нечего. Любопытно другое — как менялись в разных релизах и комментариях сроки отлучения Волкова от самой партии «СР» и от должности помощника депутата Михеева. В конечном варианте сошлись на том, что Волков не состоит в «Справедливой России» с сентября прошлого года, а помощником перестал быть за неделю до ареста. Может, так «удачно» совпало. Но осадок то, как говорится, остался. Поневоле начнешь думать, что удаление Волкова из помощников случилось задним числом…
Что же касается справедливости, она восторжествует, когда беглого Волкова снова арестуют...