Скрин-шотНа страницах административной газеты «Диалог» 20 февраля увидел свет очередной «шедевр», подлежащий включению в качестве «аналитического исследования» в пакет площадей, оплачиваемых бюджетом. Абсурдность подобных публикаций вновь выносит на повестку дня вопрос о грамотности формирования муниципального (финансируемого из бюджета) задания автономному учреждению СМИ. Ряд депутатов Камышинской думы давно предлагает ограничить объем муниципального задания исключительно публикацией официальных документов органов местного самоуправления.

До настоящего времени в администрации Камышина не существует никаких прозрачных, внятных подходов к тому, за что именно платит бюджет муниципальной газете. Известно только по обнародованным цифрам приобретенных, например, в 2014 году квадратных сантиметров, что кроме рекламных газетных площадей "Диалога" бюджет скупает практически все остальные. При этом муниципальное задание медиахолдингу складывается стихийно, его содержание никем не контролируется.

Акты выполненных медиахолдингом публицистических работ подписываются руководителем отдела по связям с общественностью и СМИ администрации городского округа Валерией Воробьевой чисто формально, без всякого анализа. Какое именно качество этих работ «принимает» муниципалитет от журналистов, ни одним локальным нормативным документом не оговорено. Между тем непосредственно документы составляют едва ли пятую часть всего, что опубликовано за деньги бюджета в газете. А серьезные объемы "других" статей по целому ряду профессиональных признаков можно охарактеризовать как случайные, низкопробные информационные материалы .

В наступившем, 2015 году сумма, предусмотренная в бюджете на выполнение муниципального задания медиахолдингом, пока составляет 6 миллионов рублей. Однако никто в администрации Камышина не может назвать конкретного перечня или хотя бы тематического плана статей, запланированных к публикации за счет бюджета. Вот и получается, что на бюджетные деньги газета нередко «веселит» читателей несуразными творениями, не вызывающими ничего, кроме недоумения. 

Эту перепечатку мы делаем с одной целью: еще раз обратить внимание чиновников и депутатов на необходимость экономить на расходах при публикации материалов в официальной газете. В первую очередь — экономить на тратах на так называемые «аналитические», а по сути пустые статьи, которые до сих пор охотно принимаются администрацией Камышина к щедрой оплате бюджетом.  "Философские" опусы, занимающие дорогие газетные площади, ничего не дают читателям в плане информирования их о деятельности органов местной власти на территории, которой управляет муниципалитет.

Депутаты Камышинской городской думы имеют намерение внести на заседание профильной комиссии представительного городского собрания вопрос о методах формирования и расчетах муниципального задания муниципальному медиахолдингу. Ведь он, судя по приводимой сегодня статье и многим другим, просто выгоняет бюджетные миллионы в "трубу". Авторскому коллективу "Диалога" явно не хватает профессиональных способностей реализовывать посредством публицистики задачу, поставленную перед ним 131-м Федеральным законом: "Опубликование муниципальных правовых актов, обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведение до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации".

Выходить же за рамки перечисленных полномочий администрация Камышина при формировании муниципального задания официальному печатному СМИ не вправе. Платить "Диалогу" за "абракадабру" под видом информирования жителей о культурном развитии муниципального образования никакой закон чиновникам не позволяет.

"А я завтракать пойду"

Если чуть-чуть поразмышлять, то можно понять: в этом сюжете заложен очень глубокий смысл. Вот, оказывается, как можно жить замкнутым в самом себе, жить, никого не жалея, не терзаясь чужими заботами и даже не думая при этом, какова тебе цена.  А чтобы бороться с подбирающимся очерствением, нужна долгая и тяжкая работа над собой. В своей духовной работе — и это очень важно понять — человек совсем не одинок. Мы животные социальные, и жить друг без друга не сможем. Нас много на улицах наших городов, в транспорте, в многоэтажках.

Повседневность с ее непредсказуемостью дает нам немало поводов для раздражений, и мы порой, не замечая своего невежества, расталкиваем друг друга локтями, а в словесных перепалках выщипываем самые существенные перья или посылаем куда подальше того, кто нам не по нутру.

Жизнь словно бы поставила опыт: что будет с нами, если каждый день с утра до ночи с наших телеэкранов поливать нас кровью, насиловать попсой и обучать самым изощренным приемам издевательств, гламура и разнузданности в бесконечных боевиках и рекламных роликах?

И опыт удался! Наши дети получают гарантированное бесплатное образование в плане бездуховности. Они впитывают в себя то, что видят, и из этой среды выбирают для себя идеалы и ориентиры. Такие понятия, как «самоконтроль» и «самоусовершенствование» растворились в будничном содоме, а высокое и ничтожное переплелось так тесно, что не всегда поймешь — где кончилось одно и началось другое.

У нас нет национальной идеи (кто бы отважился ее сейчас сформулировать?), а без нее — путь в никуда. Мы обнищали духовно. Мы позволили многократно — в угоду времени — переписать и превратить нашу историю. Мы впали в духовное мародерство и позволили вычеркнуть из нашей памяти подвиги молодогвардейцев, Зои Космодемьянской, а бесценный постулат Н. Островского  «самое дорогое у человека — это жизнь (и далее по тексту) — поменяли на забугорные ценности: секс — основа всяких отношений; «товар — деньги — товар»; закон — что дышло; бери от жизни столько, сколько унесешь; сила есть — ума не надо. Браво! Вот такая философия нынче правит бал.

В романе Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» (в иносказательной форме) в некоем замкнутом пространстве обитателей делят по рангам: «острые, хроники, катальщики и овощи...». В нашей реальной жизни тоже сложилась своя  иерархия: некая элита («звезды») и... простой народ. А что это за определение «простой» народ?

Тех, кто трудится, создает и обеспечивает блага жизни, на мой взгляд, следует именовать иначе — Его Величество народ, а те, кто только потребляет, жирует и беснуется в праздном гламуре, извольте встать позади и звездитесь сколько угодно.

Его Величество народ — это созидатели, и они наделены высокой степенью морали. И неважно, какая у них профессия — врач, механик, хлебопек, учитель, художник или пожарник. Это они движут общественную жизнь к вершинам достижений, и мировую культуру создают  тоже они.

А к звездной элите я в первую очередь причислила бы не попсу, а няню А. С. Пушкина — Арину Родионовну Яковлеву, коль скоро она оставила свой неизгладимый след в нашей истории. Да какой! Русская крестьянка в простой изустной народной форме посеяла «разумное, доброе, вечное» в душу своего воспитанника, а для нас раскрыла все величие вековых традиций и утоев своего народа. Это ли не Звезда?

Когда-то процветал жанр плутовского романа, и мы с упоением погружались в жизнь тривиального Остапа Бендера. Нас мало волновали жертвы — анемичные и, как правило, малопочтенные. И то, чему мы когда-то рукоплескали, обернулось для нас чудовищной трагедией. Сквалыги и прохиндеи сошли со страниц романов в нашу жизнь. Теперь мы имеем то, что имеем. Однако не надо думать, что нас на каждом шагу подстерегают ловушки страстей и пагубные пропасти пороков. По счастью, хорошими людьми наш мир не оскудел.

Роза Яковлевна Таран».