Очередное заседание Камышинской городской думы выдалось не только жарким на погоду за окном, но и на споры. Разные вопросы повестки дня соединились практически в один, когда стало понятно: город живет «у черты».
Это не мое выражение. Такую характеристику текущему моменту дал глава администрации Камышина Станислав Зинченко. «Мы дошли до черты, когда город живет лишь тем, что содержит учреждения: оплачивает счета за ЖКХ и выплачивает заработанную плату коллективам, — заявил Станислав Васильевич. — В бюджете нет средств, скажем, на сплошной ремонт дорог в городе, мы делаем лишь ямочный ремонт. Мы не строим, практически не ремонтируем... Денег хватает лишь на содержание учреждений».
Это заявление было произнесено после размеренного доклада начальника Управления финансов городской администрации Елены Громовой по вопросу принятия поправок в бюджет. Елена Александровна, в частности, пояснила депутатам, что доходная часть городской казны после внесения соответствующих поправок увеличится на 114 млн. руб. Из этих средств 111 млн. руб. составят межбюджетные трансферы (субсидии и субвенции), а остальную часть удалось накопить благодаря введению такой неналоговой части доходов, как взимание платы за социальный наем жилых помещений (то есть с квартир, находящихся в муниципальной собственности).
Значительная часть средств из этой суммы будет направлена, например, на реализацию программы переселения из аварийного жилья. Если же говорить о менее значимых (но оттого не менее важных!) суммах, то перечислю: финансирование работы Камышинского драматического театра в течение квартала; изыскательские работы по строительству причала в рамках реализации программы туристического развития города (как известно, Камышин вошел в программу федерального финансирования развития туризма, но со своей стороны должен предоставить проект строительства причала); приобретение двух низкопольных автобусов для людей с ограниченными возможностями и многое другое.
Первым же вопросом депутат Владимир Подхватилин задал тон дискуссии, которая нашла продолжением в дальнейшем.
«С учреждений дополнительного образования (детские центры и проч.) секвестровано 11 млн. рублей, — констатировал Владимир Сергеевич. — Когда год назад мы говорили о закрытии Дома детского творчества речь шла об экономии миллиона! (Позже выступавшего поправили, что речь шла об экономии суммы около 5 млн. рублей, что, впрочем, не особо меняет сути выступления — прим. авт.). Мне позвонил педагог ДЮЦ и рассказал о том, что его сокращают. Мы что, хотим сократить 80 % учреждений допобразования нашего города? Это же поставит крест на всей системе!».
Вот на это эмоциональное выступление народного избранника, в прошлом — председателя комитета по образованию ответил Станислав Зинченко, чье заявление я привел выше. Но разговор о судьбе учреждений дополнительного образования, на которые в настоящее время обрушился «топор» оптимизации, только начался.
В разделе «Разное» озабоченность судьбой художественной школы высказал депутат Валерий Зверев. Он напомнил, что в результате оптимизации две музыкальные школы, художественную и хореографическую школы хотят объединить в одно целое. Между тем, по словам депутата, руководство и коллектив художественной школы предложили самостоятельно сократить расходы и увеличить количество поступлений внебюджетных средств за счет повышения платы для детей, что согласовано с родителями. Против подобной оптимизации как педагоги, так и родители.
«Однако это предложение администрация не услышала, — обратился к руководству города Валерий Зверев. — Сейчас мы видим, что начинается оптимизация по такому же плану спортивных школ — их будут объединять. Мое предложение: чтобы мы не приняли поспешных решений и не навредили будущему нашего города, давайте приостановим процесс оптимизации и создадим депутатскую комиссию, чтобы в течение месяца разобраться, какие шаги мы предпримем дальше».
Предложение Зверева поддержал депутат Николай Малыгин. «Ко мне обращались жители города с тем же вопросом: сохранить старейшее уникальное учреждение дополнительного образования — художественную школу, — доложил он. — Обращаясь в администрацию, я также словно натыкался на стену: никто не мог пояснить, какими целями это объясняется и что принесет в итоге? Мне кажется тут важнее использовать принцип «не навредить».
Отвечая выступавшим, глава администрации города Станислав Зинченко пояснил: «Руководством области с каждым главой муниципального образования было заключено соглашение об оптимизации. С чем это связано, мы все понимаем: необходимо экономить. Согласно этому соглашению мы работаем: установлены жесткие нормативы подушевого областного бюджетного финансирования учреждений. Сейчас мы с вами фактически решаем: либо нам закрыть драматический театр, либо дальше оптимизировать другие сферы. Другого выхода нет. Коллектив театра отправлен в вынужденный отпуск без содержания, так что, если мы не находим решения, то завтра мы должны закрыть театр из-за отсутствия средств».
Елена Громова уточнила: согласно расчетам, в Камышине на 14 тысяч детей должны трудиться 181 педагогический работник дополнительного образования. А по факту их значительно больше. «Однако мы никого из педагогов не будем увольнять, не пострадает ни один ребенок, — подчеркнул Зинченко. — Речь идет лишь о сокращении директоров, потому что единой школой искусств будет руководить один директор».
С позицией главы администрации высказали согласие депутаты Игорь Скрипкин и Александр Хаценко. Последний, в частности, отметил: «Сердцем я против оптимизации, но в бюджете просто нет денег содержать такую систему. Иного выхода у нас просто нет, и никакая депутатская комиссия не остановит процесс».
Прозвучал вопрос о передаче театра в областную собственность. Увы, область ответила отказом. Оказать содействие в судьбе этого старейшего учреждения культуры театра обещал заместитель губернатора Волгоградской области — председатель комитета финансов Волгоградской области Александр Дорждеев. Он побывал в Камышине, посетил театр, но пообещал содействие лишь после подведения итогов 6 месяцев исполнения областного бюджета. Так что вопрос находится в «подвешенном состоянии».
В итоге, депутаты проголосовали не за предложение Зверева «приостановить оптимизацию и создать комиссию, а за предложение Подхватилина, которое заключалось в следующем: через две недели услышать доклад С. В. Зинченко что, как и когда предполагается оптимизировать и какой эффект это принесет. Станислав Васильевич обещал подготовиться основательно - «со слайдами», как сказал он.
Подводя итоги «бюджетно-образовательных» выступлений приведу еще одно выступление депутата Николая Малыгина. Николая Евгеньевича, в частности, интересовал вопрос о том, как город, который и так находится «у черты», думает расплатиться с долгом 154 млн рублей перед предприятием «Камышинские теплосети».
— Узнав о долге, я направил письмо на имя губернатора, — пояснил Станислав Зинченко. — Получен ответ: если нам будет вручен исполнительный лист, то в течение трех месяцев, согласно закона, мы расплатимся. Деньги поступят из области, город просто не имеет такой суммы.
— Я вас услышал, но это слабое утешение, и не ответ на вопрос: каким же образом администрация города лишилась муниципального имущества и задолжала столь громадную сумму, — подытожил Малыгин.
P. S. Два отступления от темы.
Первое. В декабре 2014 года на пресс-конференции главы Владмира Пономарева я задал вопрос: нельзя ли о процессах реформирования или оптимизации сообщать камышанам до свершения факта, а не после? Глава города иницативу поддержал. Однако дело, видимо, топчется на месте: даже нам в СМИ трудно узнать, что, как и когда будет оптимизировано, чего уж говорить о рядовых каммышанах, которые нежданно-негаданно узнают, что их любимая школа станет частью другой школы, а останется ли работать педагог, как соообщают им "...пока не ясно".
Второе. На заседании Камышинской городской думы обсуждался еще ряд вопросов, о которых infokam.su еще проинформирует читателей.