Несколько дней назад, возвращаясь из Волгограда, попросила мужа свернуть на минуту к Дубовскому Свято-Вознесенскому женскому монастырю, что, как известно, стоит совсем недалеко от федеральной трассы.

Когда-то, лет десять назад, писала оттуда очерк о юной камышанке, хорошо закончившей школу, открывшей в себе талант незаурядной художницы, но решившей уйти в монастырь. Тогда, помню, монастырь был куда скромнее — сейчас его блестящие купола и отремонтированные кельи демонстрируют активное возрождение обители.

Около монастырских стен заметила несколько презентабельных автомобилей с камышинскими номерами. Перекинулась парой слов с гостями: оказалось, камышане, как и другие приезжие, узнали об особо не афишируемом событии — обнаружении в ходе строительных работ мощей первой настоятельницы Дубовского монастыря игуменьи Виталии — и заезжают поклониться им.

Матушка была образованной женщиной, присланной создавать Дубовский монастырь из Саратовского Крестовоздвиженского монастыря в 1876 году. Обитель при ней расцвела, поднялся собор, появилась водяная мельница, маленький кирпичный заводик. За богоугодные труды Святой Синод наградил игуменью золотым крестом. Созданием приюта-училища для малолетних сирот монастырь тоже был обязан матушке Виталии.

В 1907 году прогрессивная управительница монастыря скончалась, а легенда о ней не переставала жить. Могила игуменьи у алтаря в прежнем соборе оказалась на долгое время затеряна, часовню над ней разрушили. Но теперь склеп с гробом восстановлен, и верующие уже начали приходить к матушке Виталии, покровительстовавшей неунынию и женской предприимчивости, посоветоваться в непростых жизненных ситуациях...