Этот вопрос все чаще обсуждается в российских политических кругах, а в конце 2015 года появилось сразу несколько признаков его актуализации.
Например, во время подачи в Конституционный суд страны осенью прошлого года иска достаточно большой группы депутатов Государственной думы о незаконности отмены прямых выборов мэров (в частности, в Иркутской области) интернет-издание Иркутска «Альтаир» опубликовало мнение президента Байкальского регионального фонда «Наша Сибирь» Максима Зимина. Вот что он сказал.
«В решениях такой сложности и калибра всегда нужны «отступные», чтобы подсластить пилюлю и придать судебному вердикту облик объективности и взвешенности. Поэтому отдельным пунктом отмена прямых выборов мэра может быть признана нарушающей Конституцию РФ применительно только к одному городу — Иркутску. В качестве обоснования будет выбран убедительный аргумент процедурного свойства — в Иркутске депутаты городской думы на момент их избрания не имели права выбирать главу города на своих заседаниях. Тем не менее они провели такие выборы, присвоив себе „задним числом“ полномочия, которыми их не наделяли избиратели. В остальных региональных центрах, где отменили прямые выборы мэров, такая последовательность, в отличие от Иркутска, была соблюдена: сначала была официально изменена процедура выборов мэра, а затем проведены выборы депутатов городской думы, впервые эту процедуру реализующих».
Тут можно выстроить интересную аналогию с Камышином. У нас ведь тоже депутаты городской думы на момент их избрания в 2013 году не получали полномочий от избирателей выбирать мэра как-то еще, кроме всенародного варианта. Однако камышинским депутатам удалось изменить процедуру выборов главы города уже «в хвост» своему избранию и осуществить «операцию» по выдвижению нового главы из числа депутатов без роспуска думы. Скорее всего, в этой «хитрости» заключалось нарушение ряда конституционных норм, но в Конституционный суд РФ никто из заинтересованных участников местного «переворота» тогда не обратился.
Между тем 11 декабря ушедшего года ведущая петербургская интернет-газета "Фонтанка.ру" и несколько других отечественных изданий «неожиданно» опубликовали особое мнение судьи Конституционного суда России Александра Кокотова, который считает нелегитимными поправки к закону, отменившему прямые выборы мэров. Позиция Александра Кокотова заключается в следующем.
«Закон, который позволил это сделать, дал регионам возможность жестко вторгаться в права местного населения. Он также существенно ограничил права граждан самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. КС стоило признать неконституционным закон «Об общих принципах организации местного самоуправления". Губернаторские администрации теперь могут диктовать муниципалитетам, как назначать их главу – выбирать всенародно, назначать из состава депутатов или нанимать по конкурсу. Такая практика сужает права на местное самоуправление. Установление способа избрания главы превращается в формальность. Главой муниципального образования может стать кандидат, не проходивший горнило выборов, не получивший мандат доверия непосредственно от избирателей. Таким образом, субъекты Российской Федерации получили действенное средство влияния на подбор глав муниципальных районов и городских округов».
Дальше позиция судьи КС ужесточается.
«Социологические замеры показывают, что гражданам сегодня вроде бы безразлично, избираются их главы или нет, и как определяется структура органов местного самоуправления. Но это сегодня. А что будет завтра? Если есть устойчивое недовольство жителей (спрос), то обязательно найдутся те, кто его канализирует, объясняя все урезанием прав местного самоуправления (предложение). Очевидно, что в эту точку будут бить серьезно, в том числе внешние манипуляторы через свою внутрироссийскую креатуру», – предупреждает Кокотов.
Напрягает ли высшие российские власти перспектива того, что «в точку урезания прав местного самоуправления» могут начать бить? Когда я находилась 17 декабря 2015 года на пресс-конференции Владимира Путина в конгресс-зале на Краснопресненской набережной, заметила сразу несколько плакатов в руках коллег-журналистов с надписями «Прямые выборы мэров». Сама тоже поднимала такой плакат. Но к комментариям президента вопрос не «прорвался».
Сейчас, по открытым данным социологов Новосибирского госуниверситета, только 10 столиц регионов России оставили прямые выборы мэров. 10 из 85. Это Новосибирск, Томск, Калининград, Хабаровск и некоторые другие. Однако в июне 2015 года, например, Народный Хурал Бурятии вернул отмененные год назад прямые выборы мэра столицы республики.
Это расклад на сегодня. Между тем под занавес уходящего года появились предположения некоторых аналитиков о том, что более активное возвращение регионами прямых выборов мэров может стать своеобразным политическим «прологом» к выборам в Госдуму 2016 года. Этаким демократическим «подслащением» политической ситуации, на фоне которой "обречены" пройти самые чистые за последнее время выборы в нижнюю палату Российского парламента.
Как окажется на самом деле – будем наблюдать и анализировать.