Камышин еще славен своей старинной архитектурой. На углу улиц Бородинской (Пролетарской) и Проспекта Александра Второго (Октябрьской) расположен двухэтажный дом купца II гильдии Александра Ильича Альтухова. На первом этаже располагались магазины — купец торговал галантереей (как гласит реклама, "модно-галантерейными товарами"), обувью, мебелью и посудой; на втором — жила семья.
Короткое предисловие
Судьба купеческой семьи трагична: четверо сыновей были расстреляны во дворе дома, а родители (Александр и Александра Альтуховы) вместе с четырьмя дочерьми (Анной, Марией, Лидией и Екатериной) бежали из города. По Волге они доплыли до Каспийского моря, потом попали в Одессу, откуда на корабле Красного креста вместе с другими беженцами доплыли до Египта. В этой жаркой африканской стране, в лагере для русских беженцев, обрели покой Александр и Александра Альтуховы. Дочери разъехались позже по европейским странам. (Подробнее в статье «Горький рок: из песков Камышина — в пески Египта»).
Год назад судьбой была уготовано мое знакомство с Дмитрием Гринкевичем — правнуком по отцу одной из сестер Альтуховых — Марии. Вот что написал Дмитрий:
«Здравствуйте, Леонид. В поисках информации по своей семье наткнулся на Вашу статью "Горький рок: из песков Камышина в пески Египта". Признаюсь, статья стала для меня своего рода откровением и слегка потрясла, хотя почти все написанное я с грехом пополам знал. Я — правнук Марии Александровны, одной из сестер Альтуховых, которая впоследствии вышла замуж за Николая Яковлевича Гринкевича, моего прадеда...».
Мы обменялись данными и фотографиями... И семья Альтуховых словно вошла в мою жизнь. Мне еще подумалось: кем же работает внук Альтуховых-Гринкевич? Как выяснилось, не работает, а... служит!
Как наследственный бас стал путеводным в дороге к Богу
22 ноября 2015 года Николай Николаевич Гринкевич отметил 50-летний юбилей. На сайте Епархии Православной церкви Казахстана (http://cerkov.kz) можно прочесть интервью клирика Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты протодиакона Николая Гринкевича, которого поздравил с пятидесятилетем Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.
«Двадцать четыре года назад Господь сподобил Вас принять священный сан диакона. С тех пор и доныне, все свои силы и данные от Бога таланты Вы употребляете на свидетельство об истинности и духовной красоте Святого Православия. Обладая мощным красивым голосом и развивая лучшие протодиаконские певческие традиции, Вы, на протяжении без малого четверти века, с присущим Вам благоговением участвуете в важнейшем деле на земле — в принесении Бескровной Жертвы в Таинстве Евхаристии», — написал в поздравительном адресе Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.
А вот что рассказал протодиакон Николай Гринкевич в интервью...
— Отец Николай, расскажите о своем детстве. Кем Вы мечтали стать?
— Поскольку мне посчастливилось родиться в семье творческих людей, и ввиду того, что я с раннего детства занимался музыкой, мне хотелось посвятить свою жизнь творчеству. Правда, мои предпочтения в вопросе выбора будущей профессии все время менялись: я хотел быть и театральным режиссером, и певцом, и дирижером. Но важно то, что я ни на секунду не сомневался в том, что изберу творческий путь.
— Вы сказали, что Вы родились в творческой семье. Кем были Ваши родители и чем они занимались?
— Моя семья происходит из известного старинного рода купцов Альтуховых из Камышина, что на Волге. Думаю, эта фамилия многим знакома, ведь имена братьев Альтуховых всегда были олицетворением богатства и достатка. В результате октябрьского переворота 1917 года и последующей гражданской войны Альтуховы в числе четырех с половиной тысяч русских беженцев укрылись в английском лагере в местечке Телль-аль-Кебир, в Египте. Затем была жизнь в Болгарии.
В 1956 году с первой волной репатриантов моя бабушка, Мария Альтухова (по мужу Гринкевич), вместе с мужем и сыном (моим отцом) решили вернуться на родину. Но их мечтам не суждено было сбыться: поезд привез их не в родной Камышин, а на целину Казахстана. С этого момента у них началась новая жизнь на новой земле.
Так вот мой отец, Николай Гринкевич, был очень талантливый и разносторонним человеком с невероятным по красоте голосом, его даже сравнивали с Шаляпиным. Благодаря своим вокальным данным, он смог перебраться в столицу и стать завлитом оперного театра в Алма-Ате. Кроме того, он был членом союза журналистов Казахстана, и даже написал книгу «Строки, судьбы, имена»... Мои бабушка и мама тоже были творческими личностями: мама закончила консерваторию и сорок лет преподавала в институте, а бабушка была блестящей пианисткой. Поэтому, само собой разумеется, что я впитал в себя эту творческую атмосферу и мечтал продолжить семейную династию.
— Выходит, Ваш красивый и сильный голос достался Вам от отца?
— У моего отца был роскошный бас, который поражал и восхищал всех слушателей. Могу предположить, что мои вокальные способности передались мне от него.
— Отец Николай, расскажите, как произошла Ваша встреча с Богом и Церковью? Ведь Вы мечтали, насколько я понимаю, о светской музыкальной деятельности.
— Мои отец и мать были людьми глубоко верующими, поэтому они с детства прививали мне не только любовь к творчеству, но и любовь к нашей вере. Потому все это было мне близко и дорого, и Бог и Церковь не были для меня чужими.
Учась в консерватории, это было в конце восьмидесятых годов, я пел в хоре в Никольском соборе по благословению владыки Евсевия, нынешнего митрополита Псковского и Порховского. И, благодаря этому, я очень полюбил церковную службу...
Короткое послесловие
В девяностые годы внук купца А. И. Альтухова, отец протодиакона Николая Гринкевича — Н. Н. Гринкевич побывал в Камышине. Вместе с городским руководством он посетил особняк своего деда... О чем думал этот человек в комнатах, где когда-то жили его предки? Теперь об этом не скажет никто... А род человеческий продолжает жить!