Две недели назад infokam.su опубликовал заметки под заголовком «В Волгограде готовятся привести к власти новую команду мэрии — уже без Александра Чунакова». Речь в заметках шла об аналитических предпосылках смены руководства администрации Волгограда.
Сегодня тему развивают профессиональные политологи, члены клуба экспертов Нижнего Поволжья. Они высказывают свои оценки по поводу возможного ухода Чунакова, а также того, что предстоит сделать Волгограду, чтобы преодолеть тяжелое чунаковское наследие.
Для удобства читателей мы разделили статью на четыре главы, сегодня публикуем вторую.
Александр Стризое, заведующий кафедрой социологии Волгоградского госуниверситета (ВолГУ), доктор философских наук:
"Деятельность Александра Чунакова привела к лавинообразному нарастанию городских проблем"
Приход Александра Чунакова в администрацию города Волгограда в конце 2013 года многие в областном центре восприняли с осторожным оптимизмом: новый администратор имел опыт руководства городом с населением более 100 тысяч человек и уж точно не был новичком в решении вопросов ЖКХ, измучивших добрую половину волгоградцев. Очевидно, что такой опыт мог бы научить своего обладателя если не мыслить на перспективу, то, по крайней мере, действовать с точки зрения здравого смысла. Увы, годы пребывания в администрации города-миллионника камышинского выдвиженца рассеяли эти ожидания.
Последний отчет Александра Чунакова о проделанной работе еще раз подтвердил, что ни стратегического мышления, ни здравого смысла у волгоградского сити-менеджера не обнаруживается. Если говорить о здравом смысле, то Чунакову потребовалось более двух лет для осознания банальной истины: «Сегодня волгоградцы требуют от нас конкретных дел». Однако никаких видимых в повседневной жизни горожан конкретных результатов пребывания у власти сити-менеджера сегодня обнаружить нельзя.
Не было за эти два с лишним года и регулярного общения городской администрации с жителями, открытого разговора, объясняющего действия властей, их цели и задачи, смысл принимаемых решений. Как беспомощные заклинания выглядят слова отчета сити-менеджера о роли жителей города в улучшении собственной жизни: за все время пребывания у власти Александр Чунаков так и не смог организовать диалог с органами местного самоуправления, привлечь жителей к регулярному участию в озеленении и благоустройстве улиц и зон отдыха.
Что касается реализации масштабных проектов, то в активе главы администрации Волгограда почему-то оказались в основном объекты, куратором которых был губернатор Андрей Бочаров, а основным донором – областной бюджет. Знакомясь с отчетом, трудно уйти от мысли, что сити-менеджер живет в другой, чем большинство жителей Волгограда реальности. При всем значении ремонта, реконструкции и строительства спортивных сооружений, о которых много говорил Чунаков, – не они определяют сегодня повестку дня, актуальную для города.
Мимоходом говорилось в докладе сити-менеджера о проблемах с произволом управляющих кампаний, наполнении бюджета, застройке городских территорий... Причем, говорилось как об «очередных задачах» городской власти. Можно подумать, что в конце 2013 года, когда Александру Чунакову вручили бразды правления городским хозяйством, об этих проблемах никто не знал...
За два года пребывания у власти сити-менеджер Волгограда смог похвастаться лишь более или менее разработанными или находящимися в начальной стадии реализации проектами переустройства коммунального хозяйства. На сегодняшний день Чунаков говорит лишь о состоявшихся перечислениях сотен миллионов рублей, о предстоящих миллиардных поступлениях, но ничего о том, куда именно они были и будут потрачены.
То, как волгоградский сити-менеджер реализует намеченные планы и данные обещания видно из простого сопоставления его отчета годичной давности с отчетом в марте этого года. В прошлом году нам было обещано Чунаковым, что в 2015 году капитальной реконструкции подвергнутся 1-я, 2-я продольные магистрали, пр. Дорожников, пр. Жукова, шоссе Авиаторов, Ну, а в марте 2016 года в качестве положительного примера реконструкции фигурировал лишь проспект Жукова - все остальное опять попало в разряд «очередных задач». При таком отношении к городским проблемам неизбежно их лавинообразное нарастание, парализующее и без того инертную и безынициативную городскую власть.
Сегодня надо думать о том, с какими трудностями столкнутся волгоградцы после окончания «эпохи Чунакова». Во-первых, новая городская власть должна будет одновременно решать задачи как подготовки города к чемпионату мира по футболу 2018 года, так и оперативного реагирования на накопившиеся проблемы повседневной жизни. Времени и возможности откладывать что-либо «на потом» не осталось. У власти в городе должны оказаться люди, чей профессиональный опыт и личные авторитет и воля смогут обеспечить уверенное движение «параллельными курсами».
Во-вторых, планировка города, а также характер и острота проблем, затрагивающих повседневную жизнь граждан, ставят вопрос об изменении модели управления Волгоградом в пользу решительного усиления и расширения возможностей районного звена. Именно руководители районного уровня находятся в непосредственном контакте с жителями, могут наладить взаимодействие со структурами местного самоуправления. Задача нового сити-менеджера – координация действий районных властей, маневрирование дефицитными ресурсами, взаимодействие с губернатором области.
В-третьих, теперь, когда не только депутаты Волгоградской городской Думы, но и руководство горадминистрации своим эгоизмом и недальновидностью дискредитировали себя в глазах волгоградцев, необходимо вернуть, насколько это возможно, доверие граждан. В условиях кризиса и нехватки средств этого нельзя добиться без обеспечения открытости городской власти, гласности ее работы, прозрачности и ясности принимаемых ею решений для здравого смысла простых людей. Пора перестать использовать информационные ресурсы города исключительно в целях саморекламы и самовосхваления. Иначе не только отчет главы городской администрации, но и вся ее работа будут оцениваться публикой в жанре музыкальной комедии — как бездарно поставленный провинциальной труппой водевиль.
Лето и осень 2016 года покажут, насколько существенным и позитивным будет неизбежное обновление городской власти.
Продолжение следует.