Камышин известен прежде всего как родина Настоящего человека — Алексея Петровича Маресьева, летчика-истребителя, Героя Советского Союза. В 2016 году страна отметит столетия со дня рождения героя, а основные торжества развернутся на его малой родине.

В городе создан музей боевой техники, в котором наибольшее количество экспонатов занимают самолеты. Камышин и Камышинский уезд — родина нескольких героических асов авиации, чьи имена вписаны в историю Второй мировой войны золотыми буквами.

Первый — конечно же, А. П. Маресьев. Но не менее геройские качества проявили Иван Федорович Базаров (Военный лётчик. Командир эскадрильи. Совершил 342 боевых вылета. В 69 боях сбил 12 самолётов противника), Сергей Степанович Давыдов (Военный лётчик. Штурман эскадрильи. Совершил 101 боевой вылет, уничтожив немало морских судов противника) и Иван Степанович Лазарев (Военный лётчик. Совершил 228 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу противника).

Четыре бюста этих Героев Советского Союза установлены на Аллее Героев. Их именами названы улицы в Камышине.

В небе над Камышином сбил один самолет и совершил таран второго старший лейтенант Аркадий Степанович Кострицын, командир эскадрильи 431-го истребительного авиационного полка. Документы сообщают: «Старший лейтенант Кострицын А.С. 8 сентября 1942 года вылетел для отражения воздушного налёта на железнодорожную станцию и нефтехранилище города Камышина. В ходе боя сбил бомбардировщик He-111, другой таранил. При выходе из атаки его самолёт был обстрелян и упал недалеко от хутора хозяйства «Красное знамя». Лётчик погиб. Похоронен на братском кладбище в центре Камышина. Посмертно награждён орденом Красного Знамени».

Мало, кто знает, что спустя десятилетие подвиг в небе над Камышинским районом совершил потомок летчиков-асов — Сергей Леонов.

Это был 1975 год. Стоял жаркий июнь, солнце налило так, что сохли зерновые культуры на полях. 20 июня курсант-четверокурсник Качинского училища Сергей Леонов на МИГ-21 вылетел с аэродрома Лебяжье в Камышинском районе. Это был 403-ий полет курсанта.

На высоте около 200 метров техника подвела, двигатель заглох, самолет практически потерял управление... А под крылом находилось село Дворянское!

Летчик взвесил шансы. Он прекрасно знал инструкцию, согласно которой мог незамедлительно катапультироваться, даже несмотря на то, что под самолетом находилось село. Но ведь там, внизу — люди, старики, дети... И Леонов стал уводить самолет от населенного пункта.

А еще Леонов понимал: в МИГе было установлено устаревшее кресло-катапульта, которое не позволяло использовать его на малой высоте. Летчик уводил самолет подальше от села, а сам контролировал высоту: она упала до критической... Сообщение об этом факте было последним — в следующий миг Сергей резко дернул рычаг катапультирования на себя.

Позже профессионалы оценят: спас жизнь летчику-курсанту небольшой овраг, который увеличил высоту падения и позволил раскрыться парашюту. Видимо, всевышний своей рукой направил Сергея именно в эту низинку на местности около Дворянского...

...Удар о землю! Леонов с диагнозом «перелом позвоночника» был госпитализирован.

Во времена СССР сведения об авариях и других ЧП сразу же получали гриф «Секретно». Поэтому о подвиге волгоградца Сергея Леонова нигде не сообщили, и даже Указ о его награждении орденом Красной Звезды был закрытым.

До сих пор Леонов помнит случай над Дворянским. Жители села, ставшие очевидцами ЧП в воздухе, нашли катапультировавшегося летчика в считанные минуты. На подводе, которую везла сонная лошадка, Сергея доставили в больницу. Он долго лечился: перелом позвоночника — это страшная травма. Но Сергей вновь встал на ноги. И остался служить!Летать не мог, но служить остался! Окончив в 1980 году академию ВВС имени Юрия Гагарина, Сергей Леонов служил в Чехословакии, Забайкалье, Монголии, Белоруссии и Германии. Отдал дань и родной «Каче», где проработал перед выходом на пенсию в должности заместителя начальника штаба.