Красоты ВолгиСегодня в рамках проекта интернет-портала 
infokam.su по популяризации города и района и развития туризма мы решили рассказать вам любопытные исторические факты о селах Камышинского района и интересных местах, которые остались в народных преданиях. Мы уверены: это будет весьма интересно...

Антиповка (бывшая Зимовая, Антиповская или Михайло-Архангельская казачья станица). Первое заселение станицы донскими казаками относится к 1734 году при образовании между Камышином и Царицыном (ныне Волгоград) поселений Волжского казачьего войска для охраны от набегов калмыков, ногаев и волжских разбойников. Интересно, что почти тут же в 1737 году на 40 лет здесь правительством была учреждена «каторга», на которую ссылались преступники для работы в местных каменоломнях: камень вывозили по Волге в Астрахань и Камышин для строительства казенных сооружений.

Антиповка быстро строилась. В 1886 году, по сведениям Саратовской губернской земской управы, здесь числилось 4 046 душ крестьян-собственников. Чем же занимались эти люди. Сеяли пшеницу, рожь, овес, просо и выращивали арбузы. Исстари занимались рыболовством. Рыба на продажу отвозилась в Камышин купцам: осетр стоил по 4,5 руб. за пуд, севрюга — по 3 руб. за пуд, стерлядь мерная (8 вершков) — по 15 руб. за сотню. Многие крестьяне занимались также ломкой (заготовкой) камня — его отвозили в Камышин и продавали для фундаментов домов.

Саломатино. Как сообщает предание, хутор, а затем и село, получили свое название от казака Саламатина — знатного разбойника, известного на всю округу. В 1790-92 годах переселились сюда из разных мест Пензенской губернии около 400 человек, заставших еще леса, в которых жили разбойники (как правило, беглые и беспаспортные крестьяне). Потом к первопоселенцам присоседились выходцы из Тамбовской и Курской губерний, а также малороссы из Царицынского уезда. По земской переписи 1886 года здесь уже числилось 3 289 душ обоего пола.

В окрестностях села — несколько курганов. Как сообщают исторические источники, все они назывались Мамаевыми. Сохранилось предание, что когда-то здесь жили татары; один из курганов зовут «золотым», потому что в нем находили золотые пуговки.

В начале XX века почти посредине села располагалась площадь, на которой возвышался храм во имя Архистратига Михаила; против храма — винная лавка. Площадь служила местом для базара (по пятницам), а также для кулачных боев по праздникам. На Масленицу также была «Прощальная битва», когда саломатинцы ходили в Рыбинку «на кулачки». Недалеко от Саломатино располагалась «Капитанская гора», о которой следует рассказать особо...

Капитанская гора. Известный ученый С. А. Щеглов в своей рукописи сообщает, что в полутора верстах от Саломатино расположена гора «Капитанская». Эту гору хорошо видно, если ехать от Камышина, за 30 верст. Народ говорит об этой горе следующее: «До основания Саламатина были тут непроходимые леса. У подошвы горы был расположен лагерь какого-то Капитана, занимавшегося разбоями с шайкой вольницы около 80 человек. В 1840-х годах один из местных жителей обнаружил на Капитанской горе маленькие запонки, сердечки и тоненькие листочки — все это было из чистого золота. Мужчины, женщины и дети бросились к горе, начали просеивать песок решетами, но клад им не дался. Говорили, что какой-то зверек выносил эти золотые вещицы из своей норы из-под громадного камня. Камень этот Щеглов нашел, но он был до того громаден, что даже не определили его длины и толщины. Народ уверял, что клад под камнем заклят и только таинственный зверек может вынести часть сокровищ в руки некоторых людей.


Каменная баба в степиСестренки.
По рассказам старожил, село Сестренки основано около 1770 года. Предание гласит, что в древности в этой местности жили три сестры — вдовы, раскольницы, которые скрывались здесь в уединении, чему способствовали произраставшие здесь ранее почти непроходимые дубовые леса. Об основании Сестренок есть и еще одно предание. После того как в 1774 году был разбит Емельян Пугачев, трое из его шайки забрели в эти места. Один из них был монах, второй — плотник, а третий — дурачок. Шатались они по лесам и набрели на избушку, в которой жили три сестры. Попросились ночевать... Дело кончилось тем, что все стали жить вместе и основали село сестренки. До середины XIX века половина села носила фамилию Монаховых, Дураковых и Плотниковых. 

Лебяжье. До названия, связанного с лебедями, это была Александро-Невская станица Астраханского казачьего войска. Само правление Второго отдела Астраханского казачьего войска находилось в Камышине и состояло из атамана, его помощника, станичного писаря и почетных судей. Как сообщает «Историко-географический словарь Саратовской губернии», участок земли, принадлежащий Астраханскому казачьему войску, где поселена эта станица и хутора, лежит в 13-15 верстах к северо-западу от Камышина, прикасаясь к реке Иловля. Участок казачьего войска тянется к северу по правой стороне Иловли и на нем есть урочище «Болваны», около которого еще в 1840-х годах стояли два каменных истукана («каменные бабы», как их называет народ). О них стоит рассказать особо...

Болваны (или бабы). Как пишет член Русского географического общества А. Н. Минх, «Южная полоса России изобиловала каменными истуканами, называемыми в народе «бабами». Сооружение каменных баб приписывают скифам и чуди». Монах Рубруквист (1253 год) сообщал, что «половцы возводили холмы над умершими и ставили на них статуи, обращенные лицом к востоку и держащие в руках чашу». Истуканы представляли собой обрубок камня, в верхней части которого высечена человеческая голова. Бывают женские и мужские фигуры. По сведениям Минха, каменные бабы в Саратовской губернии, куда входил Камышинский уезд, исчезли почти бесследно (1989 год). Они были грубой формы и стояли преимущественно на курганах.

Семеновка. Славилось когда-то село колодцами — их насчитывалось 225. Основали Семеновку иностранные колонисты, приглашенные в Россию Екатериной Великой. По земской переписи 1886 года в Семеновке считалось 3 349 душ обоего пола немцев-католиков. А еще Семеновка славилась колесами! Колесный промысел существовал здесь с 1800-х годов. На спицы шли дубы, на ободья и ступицы — береза и осина. Березу покупали в Аткарском уезде, дуб — в Камышине, куда его привозили по Волге. Дерева на одно колесо уходило на 3-4 рубля, а сами колесники продавали свой товар за 6-13 рублей.


Семья КеллернДобринка Верхняя.
Еще одна бывшая немецкая колония, которая долгие года носила название «Дрейшпиц». Как сообщает «Историко-географический словарь Саратовской губернии», населена поселянами-собственниками, немцами-лютеранами. Колонию основали выходцы из Германии, Швеции, Швейцарии и Франции. Были здесь и поляки по фамилии Соколовские, французы — Дике и Шира, но все они стали для россиян «немцами». Начиная с 1862 года немцы стали разъезжаться с Волги, некторые уехали в Америку, избегая новшества — всеобщей воинской повинности. Интересно, что многие поволжские немцы стали теми самими легендарными ковбоями из вестернов. Вот что рассказала наша читательница из Америки: «Часть немецких семей уехали из Камышина в Оклахому в конце 19 — начале 20 века. В Оклахоме была выпущена книжка «Поволжские немцы Оклахомы», часть которых приехала из Саратова, Царицына и Камышина. Интересный и малоизвестный факт: большая часть американских ковбоев — поволжские немцы, выехавшие до революции, когда Оклахома предлагала земли для заселения. Прилагаю фотографию потомков семьей Келлерн в Оклахоме (см. фото из архива http://kamyshinstar.ru/?p=101. А неделеко от немецких колоний Верхняя Добринка и Нижняя Добринка находится Уракова гора...

Ураков бугор. По преданию, название свое гора получила от атамана разбойников Уракова. Старая ллегенда, 1850-х годов, рассказывает, будто бы жил здесь разбойник Урак. Разин, еще мальчиком поступил в шайку Урака кошеваром. Один раз хотел разбойник задержать судно, а Стенька сказал: «Брось — не стоит, бедно». Проходит другое судно... Разин опять то же самое говорит. Взбешенный Урак выстрелил в Разина из пистолета, но Стенька даже не пошатнулся, вынул из груди пулю. И отдал ее Ураку со словами: «На — пригодится!». Урак от страха упал, а Стенька застрелил его нехаряженным пистолетом и сам стал атаманом его шайки.

Это лишь одна из многих легенд нашего Камышинского района. Конечно, мы рассказали далеко не обо всех селах и памятных местах района. Возможно, наше путешествие будет продолжено. Главное помнить, мы живем на земле, история которой, будто зеркало, отражает историю всей матушки России.

Логотип
Реклама. ИП Сигачёва Л.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *