Сегодня в рамках проекта интернет-портала infokam.su по популяризации города и района и развития туризма мы решили рассказать вам любопытные исторические факты о селах Камышинского района и интересных местах, которые остались в народных преданиях. Мы уверены: это будет весьма интересно...
Антиповка (бывшая Зимовая, Антиповская или Михайло-Архангельская казачья станица). Первое заселение станицы донскими казаками относится к 1734 году при образовании между Камышином и Царицыном (ныне Волгоград) поселений Волжского казачьего войска для охраны от набегов калмыков, ногаев и волжских разбойников. Интересно, что почти тут же в 1737 году на 40 лет здесь правительством была учреждена «каторга», на которую ссылались преступники для работы в местных каменоломнях: камень вывозили по Волге в Астрахань и Камышин для строительства казенных сооружений.
Антиповка быстро строилась. В 1886 году, по сведениям Саратовской губернской земской управы, здесь числилось 4 046 душ крестьян-собственников. Чем же занимались эти люди. Сеяли пшеницу, рожь, овес, просо и выращивали арбузы. Исстари занимались рыболовством. Рыба на продажу отвозилась в Камышин купцам: осетр стоил по 4,5 руб. за пуд, севрюга — по 3 руб. за пуд, стерлядь мерная (8 вершков) — по 15 руб. за сотню. Многие крестьяне занимались также ломкой (заготовкой) камня — его отвозили в Камышин и продавали для фундаментов домов.
Саломатино. Как сообщает предание, хутор, а затем и село, получили свое название от казака Саламатина — знатного разбойника, известного на всю округу. В 1790-92 годах переселились сюда из разных мест Пензенской губернии около 400 человек, заставших еще леса, в которых жили разбойники (как правило, беглые и беспаспортные крестьяне). Потом к первопоселенцам присоседились выходцы из Тамбовской и Курской губерний, а также малороссы из Царицынского уезда. По земской переписи 1886 года здесь уже числилось 3 289 душ обоего пола.
В окрестностях села — несколько курганов. Как сообщают исторические источники, все они назывались Мамаевыми. Сохранилось предание, что когда-то здесь жили татары; один из курганов зовут «золотым», потому что в нем находили золотые пуговки.
В начале XX века почти посредине села располагалась площадь, на которой возвышался храм во имя Архистратига Михаила; против храма — винная лавка. Площадь служила местом для базара (по пятницам), а также для кулачных боев по праздникам. На Масленицу также была «Прощальная битва», когда саломатинцы ходили в Рыбинку «на кулачки». Недалеко от Саломатино располагалась «Капитанская гора», о которой следует рассказать особо...
Капитанская гора. Известный ученый С. А. Щеглов в своей рукописи сообщает, что в полутора верстах от Саломатино расположена гора «Капитанская». Эту гору хорошо видно, если ехать от Камышина, за 30 верст. Народ говорит об этой горе следующее: «До основания Саламатина были тут непроходимые леса. У подошвы горы был расположен лагерь какого-то Капитана, занимавшегося разбоями с шайкой вольницы около 80 человек. В 1840-х годах один из местных жителей обнаружил на Капитанской горе маленькие запонки, сердечки и тоненькие листочки — все это было из чистого золота. Мужчины, женщины и дети бросились к горе, начали просеивать песок решетами, но клад им не дался. Говорили, что какой-то зверек выносил эти золотые вещицы из своей норы из-под громадного камня. Камень этот Щеглов нашел, но он был до того громаден, что даже не определили его длины и толщины. Народ уверял, что клад под камнем заклят и только таинственный зверек может вынести часть сокровищ в руки некоторых людей.
Сестренки. По рассказам старожил, село Сестренки основано около 1770 года. Предание гласит, что в древности в этой местности жили три сестры — вдовы, раскольницы, которые скрывались здесь в уединении, чему способствовали произраставшие здесь ранее почти непроходимые дубовые леса. Об основании Сестренок есть и еще одно предание. После того как в 1774 году был разбит Емельян Пугачев, трое из его шайки забрели в эти места. Один из них был монах, второй — плотник, а третий — дурачок. Шатались они по лесам и набрели на избушку, в которой жили три сестры. Попросились ночевать... Дело кончилось тем, что все стали жить вместе и основали село сестренки. До середины XIX века половина села носила фамилию Монаховых, Дураковых и Плотниковых.
Лебяжье. До названия, связанного с лебедями, это была Александро-Невская станица Астраханского казачьего войска. Само правление Второго отдела Астраханского казачьего войска находилось в Камышине и состояло из атамана, его помощника, станичного писаря и почетных судей. Как сообщает «Историко-географический словарь Саратовской губернии», участок земли, принадлежащий Астраханскому казачьему войску, где поселена эта станица и хутора, лежит в 13-15 верстах к северо-западу от Камышина, прикасаясь к реке Иловля. Участок казачьего войска тянется к северу по правой стороне Иловли и на нем есть урочище «Болваны», около которого еще в 1840-х годах стояли два каменных истукана («каменные бабы», как их называет народ). О них стоит рассказать особо...
Болваны (или бабы). Как пишет член Русского географического общества А. Н. Минх, «Южная полоса России изобиловала каменными истуканами, называемыми в народе «бабами». Сооружение каменных баб приписывают скифам и чуди». Монах Рубруквист (1253 год) сообщал, что «половцы возводили холмы над умершими и ставили на них статуи, обращенные лицом к востоку и держащие в руках чашу». Истуканы представляли собой обрубок камня, в верхней части которого высечена человеческая голова. Бывают женские и мужские фигуры. По сведениям Минха, каменные бабы в Саратовской губернии, куда входил Камышинский уезд, исчезли почти бесследно (1989 год). Они были грубой формы и стояли преимущественно на курганах.
Семеновка. Славилось когда-то село колодцами — их насчитывалось 225. Основали Семеновку иностранные колонисты, приглашенные в Россию Екатериной Великой. По земской переписи 1886 года в Семеновке считалось 3 349 душ обоего пола немцев-католиков. А еще Семеновка славилась колесами! Колесный промысел существовал здесь с 1800-х годов. На спицы шли дубы, на ободья и ступицы — береза и осина. Березу покупали в Аткарском уезде, дуб — в Камышине, куда его привозили по Волге. Дерева на одно колесо уходило на 3-4 рубля, а сами колесники продавали свой товар за 6-13 рублей.
Добринка Верхняя. Еще одна бывшая немецкая колония, которая долгие года носила название «Дрейшпиц». Как сообщает «Историко-географический словарь Саратовской губернии», населена поселянами-собственниками, немцами-лютеранами. Колонию основали выходцы из Германии, Швеции, Швейцарии и Франции. Были здесь и поляки по фамилии Соколовские, французы — Дике и Шира, но все они стали для россиян «немцами». Начиная с 1862 года немцы стали разъезжаться с Волги, некторые уехали в Америку, избегая новшества — всеобщей воинской повинности. Интересно, что многие поволжские немцы стали теми самими легендарными ковбоями из вестернов. Вот что рассказала наша читательница из Америки: «Часть немецких семей уехали из Камышина в Оклахому в конце 19 — начале 20 века. В Оклахоме была выпущена книжка «Поволжские немцы Оклахомы», часть которых приехала из Саратова, Царицына и Камышина. Интересный и малоизвестный факт: большая часть американских ковбоев — поволжские немцы, выехавшие до революции, когда Оклахома предлагала земли для заселения. Прилагаю фотографию потомков семьей Келлерн в Оклахоме (см. фото из архива http://kamyshinstar.ru/?p=101)». А неделеко от немецких колоний Верхняя Добринка и Нижняя Добринка находится Уракова гора...
Ураков бугор. По преданию, название свое гора получила от атамана разбойников Уракова. Старая ллегенда, 1850-х годов, рассказывает, будто бы жил здесь разбойник Урак. Разин, еще мальчиком поступил в шайку Урака кошеваром. Один раз хотел разбойник задержать судно, а Стенька сказал: «Брось — не стоит, бедно». Проходит другое судно... Разин опять то же самое говорит. Взбешенный Урак выстрелил в Разина из пистолета, но Стенька даже не пошатнулся, вынул из груди пулю. И отдал ее Ураку со словами: «На — пригодится!». Урак от страха упал, а Стенька застрелил его нехаряженным пистолетом и сам стал атаманом его шайки.
Это лишь одна из многих легенд нашего Камышинского района. Конечно, мы рассказали далеко не обо всех селах и памятных местах района. Возможно, наше путешествие будет продолжено. Главное помнить, мы живем на земле, история которой, будто зеркало, отражает историю всей матушки России.