На днях мне позвонил бывший одноклассник из Твери. Он рассказал, что наша любимая учительница русского языка и литературы Нина Петровна трагически погибла. Одинокая, парализованная, она заживо сгорела при пожаре в доме. Под этим страшным впечатлением я шла смотреть новый спектакль нашего театра «Дом под снос».
Малая сцена позволяет поближе рассмотреть актеров. Да, Дмитрий Рязанцев не такой героический, как Комиссар в «Повести о настоящем человеке», но и не такой «комодообразный», как богач-купец Митрич в «Хануме». Заслуженная артистка России Лариса Жарова красивее, стройнее и одухотвореннее, чем предводительница «бандиток» в спектакле о них, бедолагах. Она здесь ветеран педагогического труда.
Им предстоит познакомиться и, если получится, подружиться. По семейным обстоятельствам.
Учительница... От одного этого слова лицо Степана Николаевича (так зовут нашего героя) перекосилось, как будто он проглотил жабу. И вдальнейшем они всячески будут коробить друг друга. Педагог делать замечания и учить, а ветеран-железнодорожник — ерепениться и скандалить. Сближение столь разных миров происходит медленно, противоречиво, занозисто. Но постепенно происходит на радость действующим лицам и зрителям.
Уже тридцать лет камышане наслаждаются творческим дуэтом наших заслуженных артистов — Татьяны Торощиной и Николая Штабного. Сейчас к неувядаемой Татьяне Николаевне присоединился Юрий Николаевич Щербинин. Их полюбившимся спектаклем «Пришел мужчина к женщине» начинается декабрьский репертуар. Отрадно сознавать, что родилось очень хорошее новое содружество актеров — Ларисы Жаровой и Дмитрия Рязанцева.
Они играют живо, натурально, в хорошем контакте. Характеры проявляются в самых неожиданных деталях. В стесненных условиях малой сцены артисты двигаются свободно, уверенно. Не слишком богатый реквизит используется в полной мере. Интересно обыграны костюмы.
Очень хорошая находка режиссера-постановщика Яны Арзамасцевой и художника Марины Черновой — проекция движущегося пейзажа на заднике сцены. Мы под хорошо подобранную Александром Ферховым музыку и стук колес словно несемся в поезде по полям и лесам. Хороший символ бестротекущего времени. В зависимости от содержания сцены музыка и темп движения меняется. Настроение подчеркивается.
Да, очень разные люди. «Но ведь если бы все люди были одинаковыми, это ж от тоски можно сдохнуть!» — рассуждает герой.
Если педагог считает, что «женщина на кухне — это рецидив крепостного права», то бывший проводник поезда готов приготовить, помочь в трудную минуту, обслужить, развеселить. С ним не заскучаешь. «Ваша гордость, как бревно на дороге — ни обойти, ни объехать». В двух действиях, полтора часа идет притирка характеров, взаимообмен взглядами на жизнь.
Украинский драматург Анатолий Крым — мастер психологически оправданного, остроумного диалога. По сравнению с нынешними фильмами и спектаклями герои совсем мало, «по двадцать капель» выпивают. И глубокомысленный вывод: «Нельзя в наше время смотреть на жизнь трезвыми глазами». Многие реплики зал воспринимает сочувственно, с гулом одобрения.
Радует, что молодой режиссер Яна Арзамасцева так разнообразна. Яркая детская сказка «Конек-горбунок», моноспектакль Александра Ферхова «Два приключения Лемюэля Гулливера» для взрослых, философская притча для думающего зрителя «Отель двух миров» и, наконец, доступная всем, жанровая лирическая комедия «Дом под снос». Успехов вам, дорогая Яна Александровна!
Новому спектаклю в программке предпосланы стихи Андрея Дементьева:
Не создан человек для одиночества
С дремучими инстинктами в крови.
Он может жить без имени, без отчества,
Но никогда без ласки и любви...
Кто знает, как отзовется зрительское сердце на новый спектакль. Кого-то он развлечет и отвлечет, а кого-то научит и спасет.