Региональная политика: анализ текущих событий
Послание Федеральному Собранию РФ, с которым Дмитрий Медведев выступил неделю назад, некоторые наблюдатели комментировали с долей разочарования — мол, сенсаций в президентской речи не было. А главный посыл Медведева — господдержка материнства и детства, образования — посчитали слишком отдаленной перспективой.
Между тем, именно такой выбор главной темы Послания вовсе не случаен. Во-первых, это действительно одни из самых актуальных социальных задач государства, которые нельзя больше откладывать «на потом». По сути, президент РФ впервые подробно остановился на этой проблематике столь целенаправленно. А это значит, что тезисы Послания в ближайшем будущем обретут черты вполне реального национального проекта. В этом можно не сомневаться хотя бы потому, что все более становится очевидным — именно Дмитрий Медведев из властного тандема будет баллотироваться на президентский пост в 2012 году. А заявленная тематика и начало реальных шагов по претворению ее в жизнь станет основой предвыборной программы Медведева, и социальный блок будет в этой программе главенствующим.
А вот местные политологи не могли пройти мимо того, что главные идеи Послания президента РФ кардинально разошлись с бюджетом-2011, принятом в окончательном чтении депутатами областной Думы аккурат тогда, когда Медведев оглашал свое Послание Федеральному Собранию РФ.
В частности, бюджет региона — далеко не финансовый помощник обеспечению образовательного процесса. Согласно областному закону, 7% от общей суммы целевой субвенции должно идти на техническое обеспечение образовательного процесса (все расходы школ, кроме заработной платы учителям и приобретения методической литературы). Но в 2010 году из-за кризиса этот показатель был снижен до 2,6%. Не подрос он и на будущий год. А значит, муниципальным властям придется ломать голову, где взять деньги хотя бы на самое необходимое. «Только Волгоград теряет 100 миллионов рублей, — сказал мэр Волгограда Роман Гребенников, комментируя бюджет-2011. — Порядка 30 миллионов рублей недополучат учебные заведения Волжского, 10 миллионов — школы Камышина и т. д. Чтобы не допустить срыва учебного процесса в школах, Волгоград будет вынужден изыскивать собственные средства на исполнение областных полномочий».
А еще облдума отказалась поддержать увеличение до 20 рублей на человека стоимости ежедневного бесплатного обеда для школьников, равно как и предложение индексировать зарплату учителей и врачей с 1 января 2011 года.
Наконец, «не повезло» и строительству детских садов. Особенно это касается областного центра. Волгоград просил включить в бюджет средства для строительства двух детсадов — на 120 и 240 мест в Советском и Кировском районах. Даже несмотря на то, что бюджетный комитет областной Думы проголосовал за эту поправку, необходимого большинства депутатов она на заседании регионального парламента не получила.
Надо сказать, Волгоградская область — одна из немногих в Российской Федерации, где вообще отсутствует программа строительства детсадов. Так что трудно не согласиться с экспертами, отмечающими: принятый бюджет делает проблематичным включение нашей области в партийный проект «Единой России» по строительству и модернизации детских садов. Да и зачем партии включать в эту программу наш регион, если именно депутаты-единороссы и зарубили поправку, касающуюся строительства двух детсадов в Волгограде.
Кстати, тоже самое произошло и с дорожным строительством — Волгограду в бюджете-2011 на эти цели не перепало ни копейки, причем, такое происходит впервые за последние годы. Так, в будущем году 106 улиц Волгограда отремонтируют исключительно на деньги федерального и городского бюджета, причем федеральная составляющая — это как раз благодаря дорожному партийному проекту «Единой России». Единственное, что выпало областному центру из бюджетного кармана, — так это финансирование завершения строительства второй очереди волгоградского метротрама. Да и то, надо полагать, только потому, что стройку фактически лично курирует председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Тут уж рука обладминистрации не поднялась секвестировать еще и эту расходную статью — себе дороже…
Многие наблюдатели уверены — урезание расходов на материальное обеспечение образования, крест на планах Волгограда построить два новых детсада, то же «дорожное обнуление» аукнется именно региональной «Единой России» потерей электорального доверия на выборах в Госдуму РФ в будущем году. Особенно на фоне утвержденных депутатами от партии власти дополнительных расходов на содержание бюрократического аппарата (на новые иномарки и дорогие квартиры для чиновников обладминистрации; на ремонт здания обладминистрации; на содержание представительства области в Москве и т. д.).
Но, похоже, для губернатора Анатолия Бровко и его команды это — наименьшее из зол. То, что Волгоград лишили финансирования самых социально резонансных проектов, в немалой степени объясняется, по мнению наших экспертов, предстоящими выборами мэра областного центра, которые должны состояться весной 2012 года. «Война» между руководством области и региональной столицы никуда не делась после известного «замирения» Бровко и Гребенникова, предпринятого федеральным руководством «Единой России». Не допустить победы Романа Гребенникова — идея-фикс нынешней обладминистрации.
Но вернемся к коллизиям президентского Послания Федеральному Собранию РФ в преломлении с волгоградской региональной политикой. Процитируем послание:
«В каждом регионе должна быть принята внятная программа улучшения инвестиционного климата и создания новых, высокопроизводительных рабочих мест на основе так называемых лучших региональных практик… Вообще в целом надо поощрять, а не лишать поддержки регионы, которые добились увеличения собственной доходной базы, и учитывать это при распределении федеральных дотаций. Однако этого тем не менее всё равно мало. Правительству следует подготовить предложения по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней. В результате таких мер должна повыситься роль регионов и муниципалитетов в решении ключевых социально-экономических задач. Основную ответственность за судьбу региона несёт губернатор. Успешность его работы будет оцениваться и по тому, сколько инвестиций удалось привлечь, сколько создано новых рабочих мест, особенно в несырьевом производстве. С этим должны быть связаны и кадровые решения» (конец цитаты).
Насколько глубоко проникся этими слова президента РФ губернатор Анатолий Бровко, сказать затруднительно. Но по факту его почти года работы во главе Волгоградской области кое-какие выводы лежат, что называется, на поверхности. Да, разговоров об улучшении инвестиционной привлекательности региона было немало. Реальных же дел — минимум, который в актив новой губернаторской команды можно записать с натяжкой. Да и перспективы резкой активизации инвестиционной деятельности для нашего региона пока больше в тумане, нежели имеют внятные контуры.
Одним из главных инвестиционных проектов Анатолием Бровко было определено создание в Волгограде национального патриотического центра «Победа». Правда, дальше сомнительной по произведенному эффекту презентации даже не самого проекта наццентра, а его не очень вразумительных идей создания и инвестиционных приоритетов, дело не пошло.
Анатолий Бровко чуть ли не официально говорил о том, что осенью этого года Дмитрий Медведев подпишет президентский указ о создании центра «Победа» (якобы даже ожидалось, что его финансирование составит многомиллиардную сумму). Год на исходе, а никакого указа нет. И судя по всему, уже не будет, равно как может не оказаться этой «победной» вести и в году будущем. Во всяком случае, говоря в своем послании Федеральному Собранию РФ о важности патриотического воспитания подрастающего поколения, Дмитрий Медведев даже не вспомнил о национальном патриотическом центре «Победа». А ведь оглашение Послания — самая подходящая площадка для заявления о его создании.
Между тем, туманные перспективы наццентра «Победа» может заменить подарок ФИФА — доверенный России чемпионат мира по футболу 2018 года. Волгоград в заявке нашей страны фигурировал в числе 13 городов, где планируется провести мундиаль. Анатолий Бровко по этому поводу даже поздравил население области: «Волгоград — в списке городов, которые заявлены для проведения чемпионата мира. Это событие будет способствовать развитию массового спорта, как в стране в целом, так и в нашей области, качественному изменению региональной инфраструктуры. Мы сделаем все возможное, чтобы организовать проведение мирового чемпионата на высшем уровне».
Не очень-то понятно, какое качественное изменение региональной инфраструктуры имел в виду губернатор. Области-то с пирога чемпионата достанутся крохи, если и говорить об инфраструктуре, то в основном — только Волгограда. Но это — пустяки. Самое главное — еще не факт, что Волгоград в конце концов попадет в число городов, которые примут ЧМ-2012. Заявка в ФИФА — не более чем протокол о намерениях, до их воплощения путь тернист (особенно в российских реалиях).
Возьмем для примера чемпионат мира, который проходил летом этого года в ЮАР. Изначально, на момент оглашения о победе ЮАР в борьбе за проведения мундиаля-2010 (весна 2004 года), в заявке было 12 южноафриканских городов. Через год их осталось десять — ФИФА исключила два города. Наконец, только еще через год были официально названы города, где пройдет первенство.
И у нас наверняка еще не окончательный список городов. Свои коррективы внесет, вне всякого сомнения, вопрос финансирования.
По горячим следам победы России Владимир Путин заявил, что страна вложит в строительство футбольной базы до 300 миллиардов рублей — это как бы на 13 городов, что присутствуют в первоначальной заявке, причем Екатеринбург — заранее запасной вариант. Три стадиона, по словам Путина, уже строятся, причем, в основном, частным капиталом. Значит, почти 10 миллиардов планируемых долларов — на остальные десять, причем инфраструктура (отели, аэропорты, дороги) в основном будет создаваться на частные инвестиции.
Между прочим, по оценкам спецов из ФИФА, России надо будет затратить на ЧМ порядка 50 миллиардов долларов. То есть, на недостающие сорок миллиардов, по сути, предстоит раскрутить наших олигархов (Роман Абрамович, например, уже заявил о готовности участвовать). То есть, в какой город вкладываться — будут не в последнюю очередь решать сами инвесторы (если так можно сказать). Но может ли Волгоград их заинтересовать — вопрос открытый. Гостиница в Москве, Питере, Сочи или в Калининграде без сомнений — окупаемый проект. А в Волгограде? Это ведь не туристическая Мекка. То же самое с аэропортом.
Несомненно — для инвесторов в выборе города будут иметь значение как лоббисткие возможности того или иного губернатора в коридорах Кремля, так и общая привлекательность инвестиционного климата возглавляемого им региона. Валентина Матвиенко, например, уже заявила, что надеется на помощь государства в ведущемся строительстве «Газпромом» нового стадиона «Зенита». А в Нижнем Новгороде даже хотят претендовать на проведение одного из полуфинальных матчей. Понятно, и у Матвиенко, и у нижегородского губернатора Шанцева возможностей в лоббировании интересов своих регионов больше, нежели у Анатолия Бровко — уже хотя бы потому, что он в иерархии региональных руководителей новичок. Да и его предшественник Николай Максюта оставил не слишком богатое «наследство» в этом плане.
Наконец, сами боссы ФИФА после более детального ознакомления с Волгоградом вполне могут вычеркнуть его из списка. Наш город уникален своей протяженностью вдоль Волги. Это, может, и хорошо для Книги рекордов Гиннеса, но не для чемпионата мира. Новый стадион планируется строить на месте старого центрального. Подъехать к нему транспорт может сейчас исключительно по проспекту Ленина. Если учесть, что потребуется только у стадиона стоянка как минимум на 10-15 тысяч авто, то можно представить: город просто встанет в дни игр, а это как минимум от четырех до восьми матчей за месяц.
Значит, надо строить абсолютно новую дорогу вдоль Волги (о необходимости которой и без мундиаля все уже устали твердить). Причем — как минимум от начала Ворошиловского района до Мамаева кургана. Денег, при наших-то ценах на дорожное строительство, потребуется фантастически много. Никаких инвесторов не заставишь пойти на это.
Есть еще вариант — расширить проспект Ленина от Предмостной площади до площади Гагарина (как минимум) за счет ликвидации скверов на проспекте (кстати, когда-нибудь это все равно придется делать, как ни жалко). При этом обязательно потребуется строительство нескольких подземных (или, по возможности, пешеходных мостовых) переходов — хотя бы на Аллее Героев, между политехническим и педагогическим университетами, напротив самого стадиона и у Мамаева кургана. И этот вариант по деньгам ненамного получается дешевле, чем стройка рокадной дороги вдоль Волги.
Наконец, можно вообще строить стадион где-то на городской окраине. Сэкономить, наверное, получится. Но после чемпионата этот стадион вряд ли окажется востребованным у болельщиков.
Так что, куда ни кинь — всюду клин. Конечно, очень хотелось бы, что и в Волгоград пришел футбольный мировой чемпионат. И надежда, конечно, пусть умрет последней. Может, и нам всем повезет…