11 декабря 1929 года — 92 года назад родился советский и российский актёр Михаил Светин (1929-2015). Его роли в фильмах «Чародеи», «Не может быть», «Человек с бульвара Капуцинов», «Золотой теленок» остались в памяти миллионов поклонников.
В эти дни артиста вспоминают на всём пространстве бывшего Советского Союза, в том числе в Камышине. Между тем, мало кто знает, что судьба Светина связана с Камышином. Вот что известный актер рассказывал журналу «Советский экран», газетам «Комсомольская правда» и «Трибуна». По признанию самого мастера, он стал актером в Камышине!
— Когда вы пришли работать в театр?
— Меня не брали никуда! Ни в ГИТИС, ни в Вахтанговское. То ростом не вышел, то зубы не такие… Однажды увидел афишу «Гастроли театра Райкина» и решил сделаться артистом его театра. Узнал, что Аркадий Исаакович остановился в гостинице «Москва», отправился туда и шесть дней за ним гонялся. В конце концов мэтр согласился меня прослушать. Я читал «Оратора» Чехова. Райкин сидел в зале московского театра им. Маяковского вместе с Зиновием Гердтом. «В одно прекрасное утро хоронили коллежского асессора Кирилла Ивановича Вавилонова, умершего от двух болезней, столь распространенных в нашем отечестве — от злой жены и алкоголизма», — начал я... Тут Райкин прыснул! Я остановился и спрашиваю: «Ну, что?» Он говорит: «Продолжайте, продолжайте».
В общем, сжалился и взял в свой театр, откуда я спустя несколько месяцев вылетел, как пробка из бутылки. Вел я себя, конечно, не лучшим образом: опаздывал на репетиции, даже осмелился дерзить Аркадию Исааковичу. Кто такое потерпит? Не оставалось другого выхода, как пойти на театральную биржу в поисках работы. Было в те годы такое бюро по трудоустройству, куда со всей страны съезжались актеры искать себе работу. Престижным считалось попасть в театральную труппу крупного города: Архангельска, Куйбышева, Горького. И вот один директор театра стал меня расспрашивать, где я учился, где играл. А к тому времени я мог похвастаться только ролями в драмкружке музыкального училища. Но, видно, я ему понравился, несмотря на биографию. Потому что он пригласил меня к себе и назначил хороший по тем временам оклад — 600 рублей, как артисту 4-й категории. Это был 1956 год, еще до денежной реформы.
— И в каком городе находился театр?
— Это-то я и забыл спросить. И оказался в Камышине Волгоградской области. Деревянные домики, театрик городской, актеры, которые в нем всю жизнь проработали. Был там свой комик, очень талантливый артист, настоящий самородок Николай Николаевич Гуро. Он, когда по улице проходил, со всеми здоровался, и все его знали. Жизнь у меня в Камышине складывалась неплохая, мне сразу главную роль дали в пьесе Мольера «Брак поневоле». Я играл старикашку, натягивал такой хитрый парик с лысиной… В этом же спектакле я со своей будущей женой познакомился Брониславой, она играла героиню. Ей было 17 лет, она была первой актрисой. Влюбились друг в друга, но брак зарегистрировали через год: поначалу нас из загса выгнали, потому что невесте еще восемнадцати не исполнилось. Броня такая красивая женщина была, с фигурой, что я немедленно решил на ней жениться. Да и актеры подначивали: «Держись Брониславы! Героиня — это амплуа. Всегда будешь иметь работу!» Но не в этом, конечно, было дело. Иначе мы с ней давно бы разбежались, а так прожили вместе больше 50 лет.
— Мне всегда казалось, что провинциальный театр — это довольно грустное явление.
— Нельзя так однобоко к этой проблеме подходить. Это зависит от театра. Я 12 лет играл на периферии, после Камышина был североказахстанский Петропавловск, Иркутск, Кемерово, Пенза, Петрозаводск. И я видел очень талантливых артистов, просто у них жизнь так сложилась, что они не стали всесоюзно известными. И мне эта школа, опыт многое дали. В Камышине я стал актером. Я работал, играл главные роли, неудачных женихов, недотеп, зал грохотал от смеха…
После Камышина в судьбе актера были подмостки Кемерова, Петропавловска, Иркутска, Пензы, Петрозаводска... А в 1973 году он пришел в кино. К сожалению, ни в одном из этих фильмов Михаил Семенович не сыграл главной роли. Однако экранных героев актера помнят все — от мала до велика. Эти персонажи добры, смешны и, может быть, немного наивны. Как, собственно, и весь окружающий мир, о котором Светин написал книгу воспоминаний «Разговоры по телефону».
Выдающийся талант. Уже прошла эпоха, а как вспомнишь этого невысокого обаятельного человека, так на душе тепло.
А мне стало тепло на душе от того, что Светин, после долгих лет, вспомнил Камышин, наш театр, нашего НАРОДНОГО АРТИСТА Гуро (хоть и назвал его Николаем Николаевичем - а ведь он был Иваном Николаевичем! - но это, мне кажется, скорее ошибка корреспондента...)....