1. «Кусочек завода» в институте
Экскурсию по кафедре «Технология машиностроения и прикладная механика» Камышинского филиала ВолгГТУ руководитель кафедры, доктор технических наук Ярослав Николаевич Отений начинает хоть для студентов, хоть для гостей с визита в мастерские. Здесь на кафедре расположился «кусочек завода», и здесь всегда есть ребята, пришедшие на практику. Они учатся работать на металлорежущих станках не совсем нового поколения, но таких, которые все еще стоят в цехах многих Камышинских промышленных предприятий.
— Вообще смысл того, чему мы учим студентов, — машиностроение — предполагает полную автоматизацию всех процессов, включая знания информационных технологий и владение компьютерной грамотностью, без чего современный инженер-технолог просто не может состояться. Поэтому чем больше времени проведут за станками ребята, тем лучше. Я не понимаю образования, в процессе которого ты своими руками не «потрогаешь профессию». Своим подопечным я говорю: это, конечно, сладкое слово — директор. Ты сидишь, а все вокруг делается, потому что ты сумел правильно наладить процесс. Но ведь надо суметь! Попробуй обойди в этом становлении станки! Ничего не получится. Управленцем по одним учебникам и лекциям стать невозможно, — замечает заведующий кафедрой.
Исходя из концепции заведующего кафедрой о тесной связи института и производства, ученые, преподаватели поддерживают тесные связи с директорами всех крупных промышленных предприятий города. Существует график предложения директорам интересных научных разработок. Правда, в промышленности Камышина сейчас не самое благодатное время. Поэтому работа по хоздоговорам приносит меньше доходов кафедре и институту, чем можно было бы рассчитывать.
2. Машиностроению студентов учат преподаватели с ученой степенью
Одна из самых «приземленных» кафедр Камышинского технологического института имеет, по словам Ярослава Николаевича Отения, самый высокий процент «остепененности» преподавателей, говоря на сленге ученых. Под руководством доктора технических наук Ярослава Николаевича Отения за время существования кафедры появилось 8 кандидатов технических наук. Все их диссертации имеют прикладное значение и в свое время сослужили хорошую службу пополнению базы научных трудов, открытой студентам кафедры.
Основой современных научных исследований на кафедре является совершенствование технологических процессов машиностроительного производства, технологического оснащения и их компьютерное моделирование, разработка высокопроизводительной оснастки, проектирование устройств для изготовления товаров широкого потребления.
Поскольку в городе работает несколько машиностроительных предприятий, сохраняется востребованность бюджетных и договорных мест на кафедре. В нынешнем наборе выпускники городских школ также изъявляют желание получить квалификацию машиностроителя.
3. На кафедре сконструировали двигатель для ё-мобиля Прохорова
Для того чтобы стать бакалавром, необходимо учиться 4 года очно, 5 лет заочно или по сокращенным программам заочно можно получить образование за 3,5 года. Сейчас, во время работы приемной комиссии, вы можете связать свою судьбу с машиностроением, которое достаточно развито в Камышине. Не ошибетесь!
А мы в качестве «пригласительного билета» туда, где учиться действительно интересно, приведем вам пример научного изобретения, которое стало одним из самых любопытных на кафедре. Речь идет о роторно-лопастном двигателе внутреннего сгорания (РЛДВС). Его характеристики, которых достигли ученые с кафедры ТМиПМ КТИ, лучше, чем в других российских аналогах. Правда, авторами этого утверждения являются сами изобретатели. Тем не менее, выступая недавно на научной конференции с докладом о разработках кафедры, ее руководитель Ярослав Николаевич Отений заявил, что «в ё-мобиле Прохорова должен быть установлен именно РЛДВС, но Прохоров еще не знает, что наш вариант лучший».
Зато работодатели Камышина считают лучшими студентов профильной кафедры КТИ. Причем «разбирают» хороших ребят еще со студенческой скамьи. Например, главный технолог завода слесарно-монтажного инструмента Олег Владимирович Удодов, послушав в роли члена экзаменационной комиссии доклады студентов Алены Домадовой и Ивана Бирюкова, обоих пригласил работать на предприятие, где приглашенные сейчас успешно трудятся.
Так, например, главный инженер завода «Ротор» Александр Вершинин, главный конструктор этого же предприятия Максим Шишлянников, начальник цеха санкт-петербургского объединения «Теплоком» Дмитрий Таров, заместитель главного конструктора ростовской компании «Россельмаш» Александр Романовский – все они выпускники кафедры технологии машиностроения и прикладной механики. Многие выпускники работают на различных должностях в качестве конструкторов, технологов, начальниками цеховых участков. Кроме того, на различных московских и санкт-петербургских предприятиях трудятся более 60 выпускников кафедры.
В этом году, как признается Ярослав Отений, он не смог выполнить заявки всех желающих предприятий на хороших выпускников. Но следующий учебный год в Камышинском филиале ВолгГТУ — не за горами. Значит, свои обязательства по «поставке» толковых молодых специалистов на промышленные предприятия города Камышин и региона имеют все предпосылки к реализации.