В следующем, 2018 году, Россия отметит знаменательную дату - 300-летие российской полиции. В Камышине также будет отмечаться 100-летие создания Камышинской советской уездной милиции, которая была образована постановлением Камышинского Уездного исполкома 24 декабря 1918 года.
В рамках подготовки к двум круглым датам в Камышине идет работа над книгой, посвященной истории местной милиции и полиции. Авторский коллектив уже посетил архивные и научные учреждения Саратова (100 лет назад Камышин входил в состав Саратовской губернии) и Волгограда.
И скрупулезная работа принесла свои плоды: найдены многие важные исторические документы (приказы, рапорты и т. д.), а также — уникальная фотография! Она была обнаружена в фондах Саратовского областного музея краеведения.
Как рассказал автор-составитель книги Леонид Смелов, помимо фондового номера, фотография, к счастью, имела описательную часть: «Представители полиции г. Камышина Саратовской губ.; полицмейстер Дьяконов. Фото В.А. Петухова. Камышин». Это была удача! Ведь далеко не на всех старинных фотографиях можно установить тех, кто на них изображен. Более того, на паспорту (картонной основе фотографии) сохранилась приписка чернилами перьевой ручкой: «(пристав? - неразборчиво) Пономарев Георгий Васильевич».
Итак, составители имели несколько важных данных, которые позволили попытаться восстановить имена тех, кто же изображен на фотографии. Из исторических документов известно, что Камышинский уездный исправник Николай Павлович Дьяконов возглавлял уездное полицейское управление примерно с 1897 по 1906 годы. В «Памятной книжке Саратовской губернии» за 1904 год можно узнать состав полицейского управления:
«Уездный исправник — надворный советник Николай Павлович Дьяконов,. Помощник исправника — надворный советник Иван Иванович Люстров. Секретарь — коллежский секретарь Алексей Павлович Смирнов. Пристав — надворный советник Иван Данилович Гайдак-Гончаревский. Полицейский надзиратель — коллежский регистратор Петр Порфирьевич Сергеев. Становые пристава: 1 стана — коллежский асессор Николай Афиногенович Рыжкин, 2 стана — нижний чин Степан Варфоломеевич Гиренко, 3 стана — коллежский асессор Николая Николаевич Синебрюхов, 4 стана — губернский секретарь Георгий Васильевич Пономарев».
Поясним, что уезды в Российской империи делились на станы, полицейские функции в которых выполняли становые приставы. Камышинский уезд в описываемые годы делился, соответственно, на 4 стана.
С этим «вводными» фотография была отправлена экспертам — историкам и краеведам. И было установлено следующее:
«Датировка фотографии: 1897-1904 годы, так как у Н.П. Дьяконова последняя в колодке — медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения» (1897 года), на характерной бело-сине-красной ленте. У него же первый в колодке — орден Св. Анны 3-й степени, а на груди — орден Св. Станислава 2-й степени. Это значит, что он имеет этот же орден 3-й степени, но по статуту носится только высшая степень. У прочих, у кого есть колодки с наградами: ордена Св. Станислава 3-й степени и медали «В память императора Александра III». Из этого, в частности, можно сделать вывод, что классные чины, кои не имеют такой медали, произведены в первый классный чин после 1894 года, что не противоречит вышеприведенной датировке.
Слева от Н.П. Дьяконова — помощник исправника, надворный советник Иван Иванович Люстров. У него справа от наград, в узнаваемом веночке — «Знак Красного Креста за Русско-турецкую войну 1877-78 году», который был учрежден в 1879 году и вручался «лицам обоего пола в память участия, которое они, во время войны против турок в 1877 и 1878 годах, принимали в деятельности Общества попечения о раненых и больных воинах».
Вследствие того, что полицейские не имеют наград времен русско-японской войны — «Знак Красного Креста за заботу о раненых во время русско-японской войны» непременно был хотя бы у одного! — то верхнюю границу даты фотографии определяем 1905 годом.
Таким образом, наиболее соответствует датировке — список, приведенный в «Памятной книге Саратовской губернии» за 1904 год:
В центре — Н.П. Дьяконов, рядом, слева — И.И. Люстров. Второй справа пристав — надворный советник Иван Данилович Гайдак-Гончаревский, а крайний справа — коллежский асессор (тут два варианта: либо пристав 1-го стана Николай Афиногенович Рыжкин, либо пристав 3-го стана Николай Николаевич Синебрюхов). Один из трех стоящих — губернский секретарь Пономарев Георгий Васильевич, пристав 4-го стана. Но их погоны, к сожалению, не разглядеть.
...Посмотрите на эти лица. 113 лет назад в Камышинском уезде и Камышина охраняли правопорядок и боролись с преступностью эти люди. В огромном Камышинском уезде на рубеже XIX — XX веков проживало более 330 тысяч человек! А штат полиции состоял из 9 человек в уездном управлении и около полусотни — в полицейской команде.
При этом, по сведениям Саратовского губернского статистического комитета, в Камышине в 1888 году проживало 16 567 человек, «средняя вероятная жизнь до 60 лет». В документе приведены и данные правоохранительного ведомства: «В 1888 году было два случая самоубийств, 2 – смертоубийства, 2 – от пьянства и 1 – утонувший». К 1893 году жителей Камышина стало 17 684 человека.
Как подчеркнул начальник Межмуниципального отдела МВД России «Камышинский» Дмитрий Крупецкий, подобные находки позволяют восстановить не только историю камышинской полиции, но и, в целом, историю камышинской земли, которая в наши дни территориально относится к двум областям — Волгоградской и Саратовской. Со страниц будущей книги читатель узнает о тех событиях, которые происходили более века назад, и людях, которые круглосуточно стояли на охране безопасности и спокойствия граждан. Несомненно, это послужит хорошим примером в деле патриотического воспитания и формирования преданности избранной профессии — службе в полиции. Суть работы над будущим изданием в том, что передать молодому поколению, будущей смене всё лучшее, что накоплено за многие годы борьбы и труда, воспитать высокие моральные качества, чувство гражданственности и способность превыше всего ставить интересы Родины, быть готовыми с оружием в руках защищать закон и порядок в нашем Отечестве.
Реклама. ИП Сигачёва Л.А.