В прошлом сезоне местные театралы уже смогли по достоинству оценить его работы — «Шутку в предместье» (А. Вампилов), «И пес с ними…» (А. Штендлер). А 6 октября в малом зале театра состоится премьерный показ новой работы режиссера А. Штендлера — «Смешное у тебя имя» по пьесе «Валентинов день» известного российского драматурга, режиссера, сценариста И. Вырыпаева. Приглашаем на премьеру!
Но — вернемся к «Дракону». О чем эта пьеса? Прежде всего, о том, что во все времена, как бы трудно ни приходилось, всегда нужно оставаться Человеком. Хотя порой сделать это бывает ой как непросто — в силу слабости характера, обстоятельств и т. д.! Но именно к этому и призывает нас главный герой — странствующий рыцарь Ланцелот (Алексей Перетятько) — быть самими собой, не отступать перед трудностями, не пресмыкаться перед власть имущими, верить в добро и справедливость. Не случайно пьеса Е. Шварца, написанная еще в «сороковые-роковые» годы прошлого века, долгое время была под запретом, подвергалась цензурным изменениям. И отрадно, что в наши времена, кем-то метко названными «сверхсвободными», «Дракон» снова востребован на театральных подмостках.
Дракон, как и задумал автор пьесы, предстает перед зрителями в человеческом облике. Он и его прислужники — в темных костюмах в стиле «милитари», напоминающих немецкую униформу времен Второй мировой войны. Как ни странно, но в таком же стиле одета и главная героиня пьесы — «с волками жить — по-волчьи выть». Именно ее, молодую и красивую, готовую стать новой ежегодной жертвой Дракона, будет спасать Ланцелот.
Александр Штендлер, режиссер спектакля, создавая сложную игровую композицию спектакля с современными «вкраплениями» (когда, например, в самом начале театрального действа актеры наглядно продемонстрировали зрителям, как следует поступать с телефонами во время спектакля — просто отключать их! — прим. автора), ни на секунду не упускает из виду актерское воплощение образов, выявляет их внутреннюю характерность.
Весьма удачен и подбор исполнителей ролей: Бургомистр (Алексей Лобойко), про которого говорят, что у него и «вовсе нет души», виртуозно играет свой комический моноспектакль, обнажая все грани гротесковой подлости и жажды власти; его сын Генрих (Александр Ферхов), несостоявшийся жених Эльзы, достойный преемник своего папаши, не прочь стать новым претендентом на пост Дракона.
Мил и очарователен Кот (Николай Дубровин). Это он принес Ланцелоту для победы над Драконом необходимое ему оружие — ковер-самолет, шапку-невидимку и меч дивной работы.
Жаль, что в спектакле не нашлось места для исполнителя роли Садовника, воплощающего в пьесе образ умильного и даже обаятельного в своей беспринципности приспособленчества. Но сюжет от этого нисколько не пострадал: народ, восхваляющий Дракона, с лихвой заменил его, и не только.
Идеальная пара влюбленных героев — Эльза и Ланцелот — не кажется приторной, всего в меру. Это живые люди, способные на страдания и подлинную любовь, на поступки во имя Любви. Не оставляет равнодушной сцена, когда Эльза, целый год не знающая, что стало с ее любимым Ланцелотом после сражения, напоминает сломанную куклу: она движется, как автомат, постепенно переживая гнев, скорбь, равнодушие, но исцеляется в танце, увидев вернувшегося возлюбленного.
Весьма оригинально решена с помощью визуальных эффектов и активного комментирования происходящего «хором» горожан сама сцена сражения Ланцелота с Драконом. Зритель не видит, как в античном представлении, само действо, но наблюдает за происходящим с помощью демонстрируемых на экране кадров «военной хроники», комментариев прислужника Дракона Генриха и самих горожан с их искалеченными душами.
Стоит ли удивляться, что пьеса, написанная в 1943 году, поначалу воспринималась как некое символическое воплощение растления умов и сердец, которое несет нацизм; как выражение надежды на торжество добра над злом, в какие бы одежды оно ни рядилось.
И — открытие-откровение: абсолютная власть страшна тем, что она растлевает абсолютно все — Дракон, рожденный самой войной, оказывается жестоким воином, подлинным похитителем людских душ. Те, кто оказываются слабее, склоняются пред ним и раболепствуют, но как только Дракон терпит поражение, тут же отрекаются от него. И уже спешат пресмыкаться перед новым властителем, даже если им окажется самоназначенный Бургомистр, сразу же переставший прикидываться душевнобольным и оказавшийся хищным бюрократом-коррупционером, который не прочь завести интрижку с собственной секретаршей на глазах родного сыночка.
Поэтому задача любого героя, подобного Ланцелоту, оказывается поистине трудной: победа над Драконом — это полдела, главное — начать работу по пробуждению собственного достоинства и самодостаточности в человеческих душах, изувеченных, покореженных, вывихнутых чудовищными социальными экспериментами XX века, да, впрочем, и любой абсолютной властью во все времена. Призыв «убить дракона в себе», отождествленный с фразой «по капле выдавливать из себя раба», обретает новый смысл, новое звучание в наше время формирования нового общемирового и отечественного мировоззрения.
Премьерный спектакль «Дракон», которым открылся 108-й сезон в Камышинском драматическом театре, старается соответствовать всем классическим правилам искусства. Он никого не оставляет равнодушным: развлекает, радует, трогает сердца и умы зрителей. Каждый найдет в нем свои, созвучные собственному мироощущению нотки. Можно, конечно, порассуждать и о некоторых его «излишествах» (например, о затянутости самого спектакля, о чрезмерной раскованности подружек невесты, о любовных сценах Бургомистра с секретаршей, о «вплетенной» в сюжет спектакля популярной песни «Свадьба» в исполнении сына Бургомистра, о мелодиях и ритмах зарубежной эстрады).
А надо ли? Пусть каждый зритель сам для себя решит, что для него важнее, интереснее. Главное — цель достигнута, посыл обществу отправлен: не пора ли, наконец, начинать «убивать в себе дракона»?..