В минувшие выходные, 30 сентября и 1 октября, Камышинский драматический театр открыл 108-й творческий сезон, порадовав зрителей, истосковавшихся за летнюю разлуку с храмом Мельпомены, премьерным спектаклем «Дракон» по пьесе известного советского драматурга, поэта, сценариста Евгения Шварца в постановке московского режиссера, а в недалеком прошлом — известного актера нашего театра Александра Штендлера. («Дракон» стал третьим по счету спектаклем, поставленным этим режиссером на камышинских подмостках).
В прошлом сезоне местные театралы уже смогли по достоинству оценить его работы — «Шутку в предместье» (А. Вампилов), «И пес с ними…» (А. Штендлер). А 6 октября в малом зале театра состоится премьерный показ новой работы режиссера А. Штендлера — «Смешное у тебя имя» по пьесе «Валентинов день» известного российского драматурга, режиссера, сценариста И. Вырыпаева. Приглашаем на премьеру!
Но — вернемся к «Дракону». О чем эта пьеса? Прежде всего, о том, что во все времена, как бы трудно ни приходилось, всегда нужно оставаться Человеком. Хотя порой сделать это бывает ой как непросто — в силу слабости характера, обстоятельств и т. д.! Но именно к этому и призывает нас главный герой — странствующий рыцарь Ланцелот (Алексей Перетятько) — быть самими собой, не отступать перед трудностями, не пресмыкаться перед власть имущими, верить в добро и справедливость. Не случайно пьеса Е. Шварца, написанная еще в «сороковые-роковые» годы прошлого века, долгое время была под запретом, подвергалась цензурным изменениям. И отрадно, что в наши времена, кем-то метко названными «сверхсвободными», «Дракон» снова востребован на театральных подмостках.
Сцена встречает зрителя минималистским, но эффектным решением — паутиной по центру, слева и справа, символизирующей жизнь в мире иллюзий и бесконечных ожиданий лучшей доли, из которой обязательно нужно выбираться, и чем быстрее, тем лучше! Но кто способен совершить этот прорыв? Конечно, Ланцелот! Он оказывается тем самым героем, который решается избавить горожан от Дракона (Николай Штабной), четыреста лет правящего городом по своим законам и правилам. Странствующий рыцарь, влюбленный в дочь городского архивариуса Шарлеманя (Юрий Щербинин) Эльзу (Светлана Смирнова), отважился вызвать Дракона на бой.
Дракон, как и задумал автор пьесы, предстает перед зрителями в человеческом облике. Он и его прислужники — в темных костюмах в стиле «милитари», напоминающих немецкую униформу времен Второй мировой войны. Как ни странно, но в таком же стиле одета и главная героиня пьесы — «с волками жить — по-волчьи выть». Именно ее, молодую и красивую, готовую стать новой ежегодной жертвой Дракона, будет спасать Ланцелот.
Александр Штендлер, режиссер спектакля, создавая сложную игровую композицию спектакля с современными «вкраплениями» (когда, например, в самом начале театрального действа актеры наглядно продемонстрировали зрителям, как следует поступать с телефонами во время спектакля — просто отключать их! — прим. автора), ни на секунду не упускает из виду актерское воплощение образов, выявляет их внутреннюю характерность.
Весьма удачен и подбор исполнителей ролей: Бургомистр (Алексей Лобойко), про которого говорят, что у него и «вовсе нет души», виртуозно играет свой комический моноспектакль, обнажая все грани гротесковой подлости и жажды власти; его сын Генрих (Александр Ферхов), несостоявшийся жених Эльзы, достойный преемник своего папаши, не прочь стать новым претендентом на пост Дракона.
Мил и очарователен Кот (Николай Дубровин). Это он принес Ланцелоту для победы над Драконом необходимое ему оружие — ковер-самолет, шапку-невидимку и меч дивной работы.
Жаль, что в спектакле не нашлось места для исполнителя роли Садовника, воплощающего в пьесе образ умильного и даже обаятельного в своей беспринципности приспособленчества. Но сюжет от этого нисколько не пострадал: народ, восхваляющий Дракона, с лихвой заменил его, и не только.
Идеальная пара влюбленных героев — Эльза и Ланцелот — не кажется приторной, всего в меру. Это живые люди, способные на страдания и подлинную любовь, на поступки во имя Любви. Не оставляет равнодушной сцена, когда Эльза, целый год не знающая, что стало с ее любимым Ланцелотом после сражения, напоминает сломанную куклу: она движется, как автомат, постепенно переживая гнев, скорбь, равнодушие, но исцеляется в танце, увидев вернувшегося возлюбленного.
Весьма оригинально решена с помощью визуальных эффектов и активного комментирования происходящего «хором» горожан сама сцена сражения Ланцелота с Драконом. Зритель не видит, как в античном представлении, само действо, но наблюдает за происходящим с помощью демонстрируемых на экране кадров «военной хроники», комментариев прислужника Дракона Генриха и самих горожан с их искалеченными душами.
Стоит ли удивляться, что пьеса, написанная в 1943 году, поначалу воспринималась как некое символическое воплощение растления умов и сердец, которое несет нацизм; как выражение надежды на торжество добра над злом, в какие бы одежды оно ни рядилось.
И — открытие-откровение: абсолютная власть страшна тем, что она растлевает абсолютно все — Дракон, рожденный самой войной, оказывается жестоким воином, подлинным похитителем людских душ. Те, кто оказываются слабее, склоняются пред ним и раболепствуют, но как только Дракон терпит поражение, тут же отрекаются от него. И уже спешат пресмыкаться перед новым властителем, даже если им окажется самоназначенный Бургомистр, сразу же переставший прикидываться душевнобольным и оказавшийся хищным бюрократом-коррупционером, который не прочь завести интрижку с собственной секретаршей на глазах родного сыночка.
Поэтому задача любого героя, подобного Ланцелоту, оказывается поистине трудной: победа над Драконом — это полдела, главное — начать работу по пробуждению собственного достоинства и самодостаточности в человеческих душах, изувеченных, покореженных, вывихнутых чудовищными социальными экспериментами XX века, да, впрочем, и любой абсолютной властью во все времена. Призыв «убить дракона в себе», отождествленный с фразой «по капле выдавливать из себя раба», обретает новый смысл, новое звучание в наше время формирования нового общемирового и отечественного мировоззрения.
Премьерный спектакль «Дракон», которым открылся 108-й сезон в Камышинском драматическом театре, старается соответствовать всем классическим правилам искусства. Он никого не оставляет равнодушным: развлекает, радует, трогает сердца и умы зрителей. Каждый найдет в нем свои, созвучные собственному мироощущению нотки. Можно, конечно, порассуждать и о некоторых его «излишествах» (например, о затянутости самого спектакля, о чрезмерной раскованности подружек невесты, о любовных сценах Бургомистра с секретаршей, о «вплетенной» в сюжет спектакля популярной песни «Свадьба» в исполнении сына Бургомистра, о мелодиях и ритмах зарубежной эстрады).
А надо ли? Пусть каждый зритель сам для себя решит, что для него важнее, интереснее. Главное — цель достигнута, посыл обществу отправлен: не пора ли, наконец, начинать «убивать в себе дракона»?..