В начале XVIII века в России возникла острая необходимость колонизировать (заселить) окраинные земли империи.

Мельница Е.Д. Райсиха. Почтовая карточка (ориентировочно 1907-13 годы)
Мельница Е.Д. Райсиха на реке Камышинке. Почтовая карточка (ориентировочно 1907-13 годы)

Воплотить это желание лишь своими силами было невозможно: в то время в стране падала рождаемость, а крестьяне были крепко привязаны к месту крепостным правом. Барин же не желал ехать на житьё-бытьё со своими крепостными душами на окраину, где частенько вспыхивали мятежи и творился разбой. Вспомните, даже Камышин, спаленный молодцами Разина, восстанавливал переселённый из Казани Дмитриевский стрелецкий полк под командованием иноземца Якова Буша (Бужа). Все первые жители города были переселенцами и воинами!

Требовались радикальные меры. Манифестом от 4 декабря 1762 года Екатерина II призывала всех желающих из Европы свободно селиться в новых степных владениях России. Однако на первый призыв отклика не последовало. Причина проста: он не заключал в себе никаких гарантий в пользу будущего положения переселенцев.

Манифест 22 апреля 1763 года исправил это положение. Были введены серьезные привилегии: бесплатная раздача 30 десятин земли на семью, уплата путевых издержек, освобождение от налогов на 30 лет, веротерпимость и многое другое. Вербовка поселенцев производилась за границей особыми комиссарами без всякого разбора. В итоге, за последующие годы в Нижнее Поволжье (преимущественно Камышинский уезд) явились многочисленные партии выходцев из разных немецких земель (единой Германии еще не было) и других европейских государств. Например, колонию Нижнюю Добринку основали немцы из Вюртемберга, Дармштадта, Оттевальдена, Гейдельберга, Цвайбрюкена и Изенбурга — всего 94 семьи.

В 1862 году в Нижней Добринке согласно переписи было: «…197 дворов, всего 2866 душ обоего пола. Церковь лютеранская — 1, базары, пристань, красильное заведение, мельниц — 9». Все это создали немцы. А Верхнюю Добринку основали выходцы из Германии, Швеции, Швейцарии и Франции. Были здесь и поляки по фамилии Соколовские, и французы — Дике и Шира, но все они стали для россиян «немцами».

В начале XX века Камышин был на треть заселен немцами. Исследователь А.Н. Минх в «Историко-географическом словаре Саратовской губернии» (Саратов, 1899 год) записал: ««Почти треть населения Камышина — немцы, живущие в достатке; с русскими они ладят».

Город был двуязычным. На первое место вышла веротерпимость. В 1899 году в Камышине проживало согласно переписи: духовенства православного – 470 душ обоего пола, католического – 11 душ и лютеранского – 54 души обоего пола. На одной улице Саратовской (ныне — Октябрьская) располагались дома промышленника Юдаева и предпринимателя Шнайдера, булочная Миллера и магазин Шемякина, аптека Дюфферта и кулинария Поздова. А двухэтажный дом с магазином купца Александра Альтухова соседствовал с домом с магазином братьев Вебер.

До сегодняшнего дня в Камышине и Камышинском районе проживает немало поволжских немцев, чьими предками были те самые — первые переселенцы, которые прибыли на пустынный берег Волги... Сегодня камышинская земля — это многонациональный край, где более 260 лет соседствуют разные народы, в наши дни — более 40 национальностей.