Помню, лет двадцать назад мы все вдруг перестали писать статьи на театральные темы без традиционного портрета В. К. Геворгяна. Всюду Штендлер. В роли, на репетиции, на диспуте, с гитарой в руках… Это на фото. А в словах восторг и восхищение.
Недоумевающий Валерий Керопович ругал журналистов:
— Почему не пишете о том, кто его растит, ему помогает, его учит? Он же совсем «зелёный»!
Однако восхваления нового в театре артиста продолжались. Результат не заставил себя ждать. Редактор камышинского радиовещания Надежда Максимовна Улизко сокрушённо рассказывала:
— Прощался Саша Штендлер с нами. Уезжал со слезами. Спасибо говорил, Камышин хвалил, а вот вынудили его уехать.
Вернулся к нам Александр Вадимович в новом возрасте, в постгеворгяновскую эпоху, со столичным и международным опытом, со сложившимся мировоззрением. И вот уже половина нынешнего репертуара в нашем театре — штендлеровская.
С 2015-го года идёт «Шутка в предместье». Спектакль — постоянно растущий и меняющийся. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Уехал Дмитрий Дроздов. На его роль ввели Николая Дубровина, и спектакль обрёл новые, ещё более жизнерадостные краски. Сразу проявились главные черты режиссёрского почерка А. В. Штендлера: лаконизм в оформлении, многозначность предметов (вспомните, простыня на верёвке — и стена, и дверь, и порыв ветра), чёткость в обрисовке характеров, зримая высокая идея.
Москва приучила Александра Штендлера ценить театральное пространство. По его предложению наш детский театр кукол стал сценой и для взрослых спектаклей. В октябре 2016 года здесь состоялась премьера спектакля по пьесе самого Штендлера «...И пёс с ними...» Коты, собаки и рыбки не столь много места занимают. Они на сцене легко поместились. И молодёжь наша со всей страстью перевоплотилась в животных. Оказывается, им спокойно не живётся, мучают их людские проблемы. В литературном плане можно бы добавить остроумных шуток и забавных сцен. А в режиссёрском — всё оригинально, сценично, весело.
Одновременно большую сцену заняли артисты постарше. Театралы города с радостью увидели наших ветеранов сцены. Есть ещё порох в пороховницах! Галина Хвостикова, Наталья Дорошенко, Лилия Дайнега с увлечением сыграли своих сверстниц-пенсионерок, задумавших ограбить банк. Украли деньги, приоделись получше, а потом, слава Богу, совесть их замучила, вернули добычу хозяину.
«Дорогие мои бандитки» — спектакль по-штендлеровски лаконичный. Даже занавес не открывается. Под руководством заслуженной артистки России Ларисы Жаровой бандитки стоят в шеренгу на авансцене. А над головой их портреты, где они молоды и прекрасны. Дивное воспоминание. А вот мужья-«козлы», сломавшие их жизни, появляются по очереди, такие же молодые, как раньше. Весело, трогательно, интересно!
Совсем не весело было мне на спектакле «Дракон». Вещь многозначная, суровая, предостерегающая... Это о наших душах, искалеченных культом личности, потом отрицанием его, потом восстановлением и полным идеологическим разбродом. А силы зла сплочены, организованы, сильны. Вот и ищи дракона. То ли он в фашиствующей Украине, то ли в агрессивных Штатах, то ли внутри нас самих.
Меня совершенно ошарашила сцена, где лохматый, глуповатый, оборванный «народ» дружно славит президента. Мы-то всё понимаем, а вот одобрят ли эту сцену высокие покровители нашего театра из пилотного проекта. Ведь «муза пламенной сатиры», да ещё в столь важный исторический предвыборный момент не посещала наш театр уже давно. А тут — на тебе!
Впрочем, «Дракон» идёт сейчас в Московском художественном театре имени Чехова. Значит, можно, и не ругают. Хотя в Москве не знаешь, на чём сосредоточиться. Судя по джигарханяновской эпопее, в театрах там чёрт знает что творится. А у нас подъём, рост и прогресс!
Особого внимания заслуживает спектакль «Смешное у тебя имя» по пьесе чрезмерно расхваленного в программке Ивана Вырыпаева. Она якобы является продолжением пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина». Хорошо помню я эту пьесу. Её нам показал Волгоградский театр драмы имени А. М. Горького. Валентин там восклицает: «Неужели какой-то средневековый пацан мог любить сильнее, чем я?». Это он о Ромео.
Другую пьесу Рощина «Муж и жена снимут комнату» показал в Камышине Нижегородский драмтеатр. Тогда, в 70-х годах, у нас многие театры гастролировали. А в нашем театре Рощина так и не поставили. А надо бы, ведь он у нас написал первую книгу. Прозевали мы время, когда можно было лично к нему обратиться. Надо бы сейчас успеть посоветоваться с его вдовой, замечательной актрисой Екатериной Сергеевной Васильевой, и поставить что-то необычное и непривычное.
Хотя бы «Галоши счастья», где так хорошо звучит основная мысль: «День проходящий ничем не хуже наступающего». Александр Вадимович любит повторять о наших молодых актёрах, что в них будущее театра. Но в них и настоящее. И уже сейчас нужно дать им достойный материал для творчества.
Уже четыре спектакля посмотрели мы на малой сцене. И только «Смешное у тебя имя» показалось мне втиснутым в слишком узкие рамки. Трудно играть и трудно смотреть. Актёрам надо из среднего возраста перейти в юношеский. Зрители в двух шагах. Надо бы разбежаться, обняться, покружиться, какую-нибудь «чушь прекрасную» произнести… А пространства — нет. На низенькой скрипучей скамеечке артисты сидят и перевоплощаются. Юрий Юдин шевельнулся, скамейка упала, цел ли его позвоночник? Лучше всех освоилась новая для нас актриса Ксения Криницына-Сажина. Светлана Олейник деликатно уступила, хотя и стрельнула в соперницу из ружья три раза.
Пьеса сложная, нам надо привыкать к каким-то новым условностям современного театра. А в целом, все спектакли, поставленные Александром Штендлером зовут нас «сохранить и преумножить человеческое в человеке». К этому призывал Александр Вампилов, с пьесы которого начал московский режиссёр своё восхождение на камышинской сцене.