На днях в Волгограде состоялся очередной брифинг клуба экспертов Нижнего Поволжья, темой которого стала жизнь регионов Нижнего Поволжья на рубеже 2017-2018 годов

Александр Стризое, заведующий кафедрой социологии Волгоградского госуниверситета (ВолГУ).

Стратегии управления в Нижнем Поволжье: первые достижения и новые вызовы

2018 год три региона Нижней Волги – Республика Калмыкия, Волгоградская и Астраханская области - встретили в сходных условиях. Все они не являются регионами-донорами федерального бюджета и могут ожидать лишь финансовой благосклонности Центра, которая в условиях затянувшегося кризиса и постепенно нарастающей усталости населения играет решающую роль в достижении стабилизации накануне президентских выборов. В отношениях с этими регионами федеральный центр не имеет ни долгосрочных стратегических проектов, ни особых интересов, обещающих вложения в ближайшей перспективе.

Сложные природно-климатические условия не позволяют создать в этих регионах, за исключением отдельных локальных пространств, высокоэффективного сельского хозяйства и зажиточного села, как в Ростовской области или Краснодарском крае. Однако за последний год главы Калмыкии, Волгоградской и Астраханской областей предприняли комплекс мер для улучшения ситуации на своих территориях, стабилизации системы региональной власти и управления. Любопытно сравнить избранные ими варианты действий.

Глава Калмыкии Алексей Орлов сделал ставку на использование внутренних резервов регионального сообщества. В национальных республиках к ним можно отнести, прежде всего, этно-территориальную идентичность, органической частью которой является приверженность традиционным видам хозяйственной деятельности.

Алексей Орлов усилил полномочия местных органов власти, передав в их распоряжение достаточно большой земельный фонд, а вместе с ним и функции контроля за его использованием, уплатой налогов, обеспечения сельского населения качественной водой. Минувший 2017 год стал в Калмыкии годом кардинального обновления корпуса местных депутатов и глав муниципальных образований. Тем самым экономический курс на рост эффективности животноводства получил мощную административную поддержку на местах.

Параллельно с этим усилиями главы республики многие региональные проекты получили федеральную поддержку. В Калмыкии сложилась практика постоянно общения главы с представителями разных слоев населения, общественностью, депутатами всех уровней. Режим диалога региональной власти и общества стал, на наш взгляд одним из факторов социально-экономической стабилизации, существенного снижения за прошедший год дотационности бюджета Калмыкии.

Губернатор Астраханской области Александр Жилкин в своей стратегии управления регионом умело использовал для привлечения инвестиций и внимания федерального центра, с одной стороны, 300-летний юбилей Астраханской губернии, с другой – роль региона как драйвера политики России в Каспийском регионе. Результатом внимания властей к реконструкции объектов исторического наследия и к развитию культуры стало то, что в 2017 году Астрахань вошла в число 25 городов России, наиболее привлекательных для развития туризма.

Важным достоинством губернатора региона является способность действовать на нескольких направлениях. Среди них - развитие переработки сельхозпродукции, поддержание конструктивного диалога с работающими в регионе нефтяниками и газовиками, дающими треть валового регионального продукта, включение Астрахани в общенациональную повестку дня, превращение ее в место регулярных российских и международных встреч ученых и деятелей культуры, представителей стран каспийского сообщества. Отличительной чертой Астраханского региона является то, что наряду с губернатором в его политической жизни значительную и в целом конструктивную роль играет лидер местной оппозиции Олег Шеин.

Хорошо зная местные проблемы, он умело оппонирует власти, избегая деструктивных конфликтов с ней. Как показал 2017 год, постоянное присутствие альтернативы в региональной политике делает призрачными шансы заезжих гастролеров от оппозиции раскачать ситуацию в регионе.

В 2017 году стали ощутимы результаты деятельности волгоградского губернатора Андрея Бочарова. Важнейший из них – стабилизация ситуации в региональной элите, прекращение разрушительного для региона противостояния руководства области и областного центра. При этом любопытно, что при отсутствии выраженной оппозиции губернатору на фоне множества социально-экономических проблем Волгограда сторонники Алексея Навального не смогли мобилизовать сколько-нибудь заметный протестный потенциал. В актив Андрею Бочарову можно записать и то, что, адаптировавшись в отличие от своих предшественников к местным проблемам, он в максимально возможной мере связал решение некоторых из них с федеральной программой под готовки Волгограда к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

Наконец, в 2017 году благодаря лоббистским усилиям волгоградского губернатора интерес к региональному центру стали проявлять представители столичных фирм и российских финансово-промышленных групп.

Позитивными подвижками отмечены и контакты губернатора с общественностью: последовательный курс на смену не справляющихся с работой администраторов был дополнен практикой губернаторских посланий и обращений с разъяснением собственной стратегии, представлением губернаторской команды и перспектив развития региона.

Как видим, региональные руководители Нижней Волги добились заметных для общественного мнения конструктивных результатов в своем диалоге с федеральной властью. С другой стороны, стабилизация социально-экономической и политической ситуации в регионах в непростых условиях кризисного развития страны была в немалой мере обеспечена диалогом региональной власти с общественностью.

2017 год показал, что добиться серьезных социально-экономических сдвигов на местах трудно без апелляции руководителей к исторической памяти граждан и региональной идентичности.

Конструктивной тенденцией во всех нижневолжских регионах стало привлечение к принятию решений регионального экспертного сообщества. Развитие каждого региона Нижней Волги в 2017 году выявило общие проблемы, с которыми неизбежно столкнутся их руководители и органы власти: обеспечение притока инвестиций, использование выгодного геополитического положения, необходимость кардинальной перестройки муниципальной власти.

Пока эти проблемы в Волгограде, Астрахани и Элисте решаются изолировано друг от друга. В 2017 году наметилась тенденция к оживлению межрегиональной кооперации в решении проблем развития туризма, энергетики, переработки сельхозпродукции. Хорошие перспективы может иметь начало выращивания хлопка в Астраханской области для реанимации Камышинского хлопчатобумажного комбината. Эта кооперация способна сыграть значительную роль в укреплении экономики Волгоградской и Астраханской областей, а также Калмыкии.

В то же самое время во всех регионах Нижней Волги и их региональных центрах есть серьезные проблемы экономического развития, городского хозяйства, муниципального управления. Постоянного внимания требует аграрный сектор и занятое в нем сельское население. Важнейшими для оживления экономики всех регионов являются инфраструктурные проекты. Эти задачи могут объединить в 2018 году усилия региональных лидеров, органов власти и управления, общественности Нижней Волги. Это повысит статус нижневолжских регионов в российской политике, что в конечном итоге скажется на росте благосостояния и улучшении качества жизни населения.

Виталий Арьков, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS, Представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Волгоградской области.

Президентские выборы и мундиаль станут «моментом истины» для Андрея Бочарова

Ярких политических событий, сенсаций и потрясений минувший 2017 год в Волгоградской области не принес. Однако скучным и серым назвать его вряд ли уместно, поскольку в регионе стали заметны первые серьезные результаты запущенных в предшествующие годы процессов по восстановлению экономики через перезагрузку промышленности и сельского хозяйства, нормализацию общественно-политической жизни.

Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров сдержал свое обещание не только в части того, что «легко не будет», но и в части привлечения в команду преимущественно местных управленцев, политиков и общественников, которых встречали по их заявлениям и намерениям, оценивали же по профессионализму и результатам. С последним связан и ряд отставок - не все оказались способны перестроиться с интриг и самопиара на «впахивание от забора до обеда» на командный результат.

К чести Андрея Бочарова, допущенные входившими в его команду нерадивыми чиновниками, депутатами и общественниками промахи и провалы он возлагал и на себя, поскольку отвечает в регионе если не за все, то за многое. Однако мало признавать ошибки и посыпать голову пеплом, важно быть в состоянии все максимально оперативно исправить и принять меры по недопущению подобного впредь.

Данная черта характера Бочарова, вкупе с другими его качествами ответственного руководителя и успешным переходом критичного для двух его предшественников на губернаторском посту двухлетнего рубежа, предположу, сподвигла ряд представителей местного истеблишмента перейти из лагеря оппозиции и сторонних наблюдателей в стан соратников.

Склонен согласиться с версией о лежащих в основе этого шага бизнес-интересах тех или иных чиновников и депутатов. Но именно этот факт и характеризует стабильность позиций Бочарова на текущий политический момент.

Как будет с этим дальше - сказать сложно, поскольку в ближайшие месяцы волгоградского губернатора ждут как минимум два серьезных испытания на прочность: президентские выборы в марте и проведение местной части Чемпионата мира по футболу летом.

К подготовке региона к мундиалю нет особых нареканий - имеющееся по ряду объектов отставание от графика признано некритичным и является общей «болезнью» многих регионов-участников из-за перебоев с финансированием. Проведение же на должном уровне самих отборочных матчей в Волгограде в значительной степени зависит от качества исполнения обязанностей спортивными функционерами и спецслужбами.Бочаров и его команда будут в этом вторичны.

Совсем другое дело - выборы главного кандидата на президентский пост. Город Волгоград и регион в целом традиционно дают высокий результат Владимиру Путину. Однако выборы в марте 2018 года — особенные.

Необходимо не просто обеспечить близкий к обозначенным 70/70 результат, но и избежать применения административного ресурса (по крайней мере, вопиющего) и прессинга групп поддержки других кандидатов.

Бочаров - не из тех, кто ослушивается приказов вышестоящего начальства. Да и сам сумел выстроить, основанную на армейском принципе подчинения, местную вертикаль управления. Своих технологов и креативщиков, способных обеспечить выполнение поставленной задачи неадминистративными методами, было недостаточно, и федеральный Центр помог профессиональными кадрами. Но федеральный Центр, к сожалению, не может (или не хочет) оказать воздействие на оппонентов Бочарова, имеющих финансовые и иные ресурсы, достаточные для организации провокаций, как в предвыборный период, так и в день голосования. Что вполне объяснимо - со своими «доброжелателями» разбирайся сам.

Меж тем, эти самые «доброжелатели» уже завели в местные штабы условно оппозиционных кандидатов своих людей, имеющих богатый опыт организации и проведения протестных акций против предшественников Бочаровас «выхлопом» на федеральный уровень. В арсенале также вовлечение в свои проекты чиновников муниципального уровня: согласившимся самостоятельно устроить под предусмотрительно расставленные камеры проявления административного ресурса, помимо компенсации, традиционно обещают после ротации губернатора не просто восстановление в должности, но и карьерный рост.

Учитывая тот факт, что в обновленном управлении внутренней политики Администрации Президента России с особым вниманием наблюдают за губернаторами так называемого «володинского призыва» (а Волгоградская область еще и в избирательной группе Вячеслава Викторовича), любые сигналы из региона будут должным образом приняты.

Раз уж вспомнил про Вячеслава Володина, то нельзя обойти вниманием и избравшихся вместе с ним в Госдуму волгоградских политиков. Равно и тех, кто не будучи таковым, избрался от региона и представляет его интересы в нижней палате российского парламента. Представляет и по-настоящему отстаивает - как Евгений Москвичев. Последние лет десять Волгоград стабильно признавался региональным центром, где вместо дорог - направления. Казалось, что ничто уже не в силах изменить патовую ситуацию.

И тут вдруг городу-герою и региону улыбнулась удача в лице Москвичева, которого решено было переизбрать в Госдуму по единороссовской квоте от Волгоградской области. Когда Евгений Сергеевич в предвыборный период обещал увеличение федерального финансирования дорожного ремонта и господдержку реализации крупных транспортных проектов - мало кто ему верил, поскольку не он был первым из столицы, кто красиво обещал. Однако когда в муниципалитетах области (не только в Волгограде) начались масштабные дорожные работы, а вопрос со строительством объездной дороги был включен в рабочую повестку правительства России, мнение о Москвичеве резко поменялось. И даже  скептики поумолкли.

Осень минувшего года преподнесла Волгоградской области еще один подарок из стен российского парламента - представляющая регион депутат Ирина Гусева была назначена первым заместителем председателя думского комитета по бюджету и налогам - пожалуй, самого главного комитета. Зная особо трепетное отношение Ирины Михайловнык малой Родине (не только к поселку Эльтон и не только к Заволжью), руководители соседних регионов по-доброму завидуют своему волгоградскому коллеге.

Андрей Серенко, Координатор Клуба экспертов Нижнего Поволжья

Глава Калмыкии Алексей Орлов отправил своих министров в народ

Январь-февраль 2018 года в Республике Калмыкии был отмечен новыми формами работы чиновников исполнительной власти с общественным мнением. Члены правительства Калмыкии перешли к системе еженедельных отчетов о своей работе перед жителями сельских районов республики. По мнению главы региона Алексея Орлова, ставшего инициатором такого формата работы кабинета министров, это не только поможет населению понять, чем занимаются чиновники, но и сделает их доступными для граждан.

Каждую среду руководители министерств и департаментов правительства Калмыкии выезжают во все 13 районов республики, где встречаются с местными жителями. Такой формат работы с населением был принят в соответствии с поручениями главы Калмыкии по итогам прямой линии с населением, прошедшей 15 декабря.

В ходе той линии выяснилось, что жители региона очень слабо информированы о различных госпрограммах, с помощью которых можно решать многие проблемы на местах, а также о деятельности профильных министерств и ведомств. Поэтому на президиуме правительства республики 19 декабря 2017 года Алексей Орлов дал поручение кабмину сменить формат работы и наладить прямые и постоянные каналы общения с населением.

Встречи с министрами пользуются большой популярностью у жителей муниципальных сельских районов. «На встречи приходят не только те, кто проживает в райцентре, но и практически со всех поселений района. Людям интересно поговорить с большим чиновником, задать вопрос, передать просьбу в обход местного начальства. Посмотрим, какой от этого будет эффект, какая будет реакция на обращения. Но уже ясно, что такой формат общения власти и народа востребован», - рассказывают жители Степной республики.

По мнению Алексея Орлова, новый режим работы министров должен решить несколько задач: «Во-первых, информирование население, во-вторых, регулярные отчеты перед гражданами о проделанной работе, в-третьих, составление главами министерств проблемных карт по своим сферам ответственности в привязке к конкретным территориям и оперативное, ответственное реагирование на эти проблемы».

По итогам каждой встречи министры пишут отчеты председателю правительства Игорю Зотову. По словам представителей аппарата республиканского кабмина, «пока идет накопление информации – и по вновь выявляемым проблемам, и по министрам, которые начали регулярное прямое общение с жителями».

Ожидается, что результат поездок министров в районы республики будет очевиден уже на ближайшей прямой линии, которую глава региона проведет с жителями. Как известно, Алексей Орлов поручил проводить большие прямые линии с его участием не реже двух раз в год. На первой же из них, по характеру вопросов, можно будет понять, эффективным было общение правительственных чиновников с людьми или нет. Кроме того, сам глава республики регулярно выезжает в районы, где встречается с местным населением. В ходе своих поездок в районы Орлов также снимает реакцию граждан на встречи с министрами.

Анализ обращений, поступивших от граждан на последнюю прямую линию главы Калмыкии, показывает, что больше всего жителей республики сегодня волнуют вопросы жилищного обеспечения, ЖКХ, ремонта дорог и газоснабжения.

Результаты общений глав министерств и ведомств республики с жителями сельских районов могут стать основанием для кадровых перемен среди чиновников. Причем, речь идет не только о правительстве, но и о руководителях муниципалитетов – сельских районов и малых городов. От того, как они способны наладить взаимодействие с региональными чиновниками, как откликаются на проблемы людей, насколько владеют ситуацией, напрямую будет зависеть продолжение их карьеры.

Как показывает практика, поездки республиканских чиновников в районы часто связаны с тем, что местные власти не в состоянии справится с задачами на своем уровне.