На Камышинке-реке.Признаюсь, достаточно долго не знал, стоит ли писать подобную статью, замысел которой родился в то время, когда пресс-служба администрации области, а за ней и многие СМИ сообщили: «Именно казачья застава «Камышинка», названная в честь протекающей рядом речки, и дала рождение городу…».

У меня к казакам камышинской земли (города и района) — самое доброе отношение. Еще с 90-х годов, когда впервые стали часто задавать вопрос: «А что, Камышин — казачий город?!».

Отвечая на него, я терпеливо рассказывал, что издревле проживали здесь казаки, и состояли они на службе в Астраханском казачьем полку. Но делились на городских, которые жили в Камышине, и хуторских, которые основали станицу Александро-Невскую в Камышинском уезде (сегодня село Лебяжье). Да и это — народное, так сказать, деление, потому что, конечно же, все камышинские казаки были приписаны к Александро-Невской станице и состояли на государевой службе. В городе располагалось правление Второго отдела Астраханского казачьего войска.

Но сегодняшние казаки меня часто осуждают — я думаю, по причине комментариев под статьями на сайте infokam.su, где порой на их счет высказываются довольно резко.

Как бы то ни было, сейчас и я решил задать вопрос, который вынес в заголовок статьи. Я понимаю, что глава города Владимир Пономарев — казак. А, например, корни родословной первого заместителя главы администрации Андрея Лётова можно отыскать в Высочайшем повелении 1801 года. Более 200 лет назад царь повелел включить камышинских казаков в состав Астраханского казачьего войска. В списке значились 50 мужчин. Среди них — семеро с фамилией Лётов (Семен, Матвей, Федор, Филипп, Ефим и два Степана — последние так и обозначены «первый» и «второй»). Отсюда идут корни родословной нынешнего замглавы администрации.

«Так в чем вопрос, и к чему столь длинное отступление?» — спросит порядком утомленный читатель.

И я отошлю его к официальному релизу пресс-службы администрации Волгоградской области. Цитируем:

«В конце апреля в г. Могилеве в Республике Беларусь проходил VI Международный форум «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества». Волгоградскую область представляли специалисты из Камышина, рассказавшие о традиционном костюме камышинских (дмитриевских) казаков, а также презентовавшие Камышинский арбузный фестиваль. ...Напомним, что в этом году Камышин отмечает круглую дату – 350 лет со дня основания. У истоков основания Камышина – казаки, которые несли службу и охраняли водные пути от набегов татар и степняков. Именно казачья застава «Камышинка», названная в честь протекающей рядом речки, и дала рождение городу…».

Таким образом, общепринятую историю основания города, мягко скажем, спрятали под диван. Откуда данные у пресс-службы губернатора? Нетрудно предположить, что от камышан, которые представляли область в Республике Беларусь. Эти данные уже растиражировали средства массовой информации, а завтра, глядишь, прочитаешь эти же строки в реферате какого-нибудь камышинского школьника.

То есть все исторические факты о том, как город в 1668 году в качестве охранного форпоста (крепости или, как иногда пишут, небольшой крепостицы) основал царь Алексей Михайлович (Романов) по прозвищу Тишайший — это уже небылица? Первую крепость разрушил и сжег Степан Разин. Но далее, в 1697 году, город создавал «конный солдатский, Дмитриевский полк», он же — Дмитриевский стрелецкий полк как часть регулярной армии. Казаки, конечно, тоже часть регулярной армии, но с совершенно особым укладом. Более того, специалисты определяют казачество как иррегулярные войска, которые отличались от регулярной армии набором специфических навыков и умений. Подчеркнем, великолепных навыков и умений, ибо те же специалисты считают, что казачьи войска, развивайся история XX столетия иначе, стали бы элитными войсками.

Опять спросят: «А раньше, дескать, здесь что, ничего не было: не на пустом же месте город возник?». Не на пустом. Но и на это давным-давно ответили историки.

Первое  упоминание о Камышине находим в описании путешествия купца Федора Котова (1634 год) — орфография сохранена:

«От Саратова 200 верст до Камышенки, где речка Камышенка вышла из степи на нагорней стороне, а над речкой на горе высоко стоит острожек стоячей, а тут стоять по пятисот и по семисот стрельцов с весны до осени, а как на осень пойдут с астороханским товаром, так и острожек сожгут...». Для чего острожек со стрельцами написано дальше: «Стрельцы воровских казачков имают, а иных побивают».

Опять стрельцы — вновь государево войско. Да еще борются с воровскими казаками. А казачьей заставы «Камышинка» — не было никогда.

Это позже, в 1721 году, происходит переименование бывших конных стрельцов и ружников в казаки (Указ Петра I от 1721 года о переведении стрельцов в казачье состояние) — устанавливается штатное расписание. Именно поэтому в 1722 году Петр Великий при посещении Камышинки (так называлось поселение) разделил Дмитриевский полк на пеших и конных, конные стали именоваться городовыми казаками.

Те есть, предвидя мирное будущее города, император, по сути, возложил на пеших служивых, в том числе, и полицейские функции. Ведь они, помимо несения гарнизонной службы, занимались еще и охраной правопорядка. А конным казакам было указано «чинить разъезд», то есть нести пограничную службу на укрепленных («засечных») границах.

Камышинские казаки занимались, в основном, сельским хозяйством, поэтому стали расселяться на близлежащие земли, основывая хутора.  Часть этих хуторов довольно компактно располагались на речке Иловля, вблизи озера Лебяжьего, по названию которого их и стали называть. Хутор Лебяжий, основанный в 1721 году, стал казачьим. Рядом располагались хутора с «фамильными» казачьими названиями — Барановский, Кокушкин, Канов...

В 1872 году камышинская казачья команда заявила о своем желании быть переименованной в станицу с учреждением станичного управления в хуторе Лебяжьем, в котором уже имелось 48 казачьих дворов (по статистике того времени, в них проживало 265 душ обоего пола). 

«Вестник Астраханского казачьего войска» исторически точно сообщает: «В XIX веке станицу основали казаки, переселившиеся из г. Камышина на свою юртовую землю, в 18 верстах от города на р. Илавле, недалеко от оз. Лебяжьего. Новую станицу решено было назвать Александро-Невской, т.к. св. благ. вел. кн. Александр Невский пользовался особым почитанием у Камышинской городовой команды. 19 ноября 1874 г. поселение астраханских казаков получило статус станицы».

Словом, не думаю, что в год 350-летия Камышина править историю города на казачий лад было бы правильным шагом. Даже при уважении к казачьим традициям края.