Политика: анализ текущих событий

После общероссийских новогодних каникул волгоградское бизнес-сообщество получило неприятные «сюрпризы» от региональной власти. Речь, в частности, идет об областном законе, передающем полномочия в управлении земельными ресурсами Волгограда с муниципального на региональный уровень.

Закон Волгоградской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе город-герой Волгоград — административном центре Волгоградской области» еще до его принятия региональными законодателями вызвал резкое отторжение и предпринимательского сообщества Волгограда, и общественности.

Согласно законопроекту, с 1 июля 2011 года предоставление земельных участков под многоквартирное жилищное строительство и строительство коммерческих объектов в Волгограде должно осуществляться администрацией области. В ведении мэрии областного центра остаются лишь такие полномочия, как предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство; для целей, не связанных со строительством; оформление земельных участков под существующими объектами недвижимости; развитие застроенных территорий.

Попросту говоря, теперь решать — кому из инвесторов выделить участок в Волгограде под застройку, а кому нет, — станет администрация области. А такая рутина, как составление проектов границ земельных участков, схем расположения и т. д. — по-прежнему остается в ведении муниципалитета. Он же должен определять и технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, и условия оплаты этого подключения.

В администрации Волгограда, комментируя законопроект, отмечают, что принятие закона приведет к ситуации, когда «вместо «одного окна» мы получим их множество, что приведет к удлинению процедуры, образованию бюрократической цепочки».

«Последствия принятия законопроекта вызывают сегодня серьезные опасения, — отмечает председатель комитета земельных ресурсов и комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Елена Козлова. — Застройщики будут вынуждены обращаться не в одну, а сразу в две структуры — администрацию региона и мэрию. Процедура усложнится обязательной в таком случае перепиской и согласованиями между администрациями города и области. Время подготовки документации неизбежно увеличится. Кроме этого, предприниматели окажутся в правовом вакууме: неясно, куда им обращаться и с какими документами, как будет организована процедура предоставления земельных участков, каков срок рассмотрения документации».

Понятно, все это ударит в первую очередь по волгоградским предпринимателям. Не случайно они практически в один голос утверждают: принятие этого закона — очередная бюрократическая подножка малому и среднему бизнесу города. А бюджет Волгограда лишиться немалых средств: поступления в казну города от продажи права аренды земельных участков в 2009 году составили 20 миллионов рублей, в 2010-м — 51 миллион рублей, а на год нынешний запланированы в сумме 130 миллионов рублей.

Еще одно возможное последствие принятия закона — передел земельных участков. На недавнем заседании координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства глава Волгограда Роман Гребенников сообщил: в областной Думе ему не дали прямого ответа — как будут переоформляться договора об аренде, когда одна из сторон этих соглашений будет изменена? «В таком случае все предприниматели обязаны будут приходить и переписывать договоры об аренде», — сделал вывод волгоградский мэр.

«Эта инициатива лишь некоторой части депутатов регионального парламента и областной администрации, — подчеркнул Гребенников. — Принятие такого решения ставит под угрозу бюджет Волгограда. Явно, что этот законопроект кто-то очень сильно лоббирует, поскольку он очень быстро продвигается. В случае если закон будет одобрен, это внесет дезорганизацию и анархию в процесс принятия решений по земле».

Политическую подоплеку спорного законопроекта увидели и члены Общественной палаты Волгограда, которые приняли обращение к депутатам областной Думы не принимать этот закон.

«В законе усматривается политическая подоплека, — считает член Общественной палаты Виктор Бабаков. — В обоснованиях принятия закона говорится, что его целью является прозрачность процесса. Но не приведено никаких доводов, откуда возникло недоверие к администрации Волгограда, выполняющей эту работу. Настораживает и спешка, с которой принимается закон. Область не посоветовалась ни с общественностью, ни с предпринимателями, ни с городом».

Поначалу законопроект предполагалось вынести в повестку дня заседания областной Думы, состоявшегося в четверг, 27 января. Но этого не произошло. В минувший четверг вопрос об этом законопроекте так не появился в повестке дня. На заседании присутствовало чуть больше 20-ти депутатов из 38-ми, (из 27-ми депутатов фракции «Единой России» — около половины). Причем, как пишут местные СМИ, перед заседанием народных избранников «обрабатывали» в пользу нужного обладминистрации решения по «земельному» вопросу. То ли эти «торги» не возымели нужного результата, то ли еще что, но рассмотрение скандального законопроекта пока повисло в воздухе. Возможно, он появится в повестке дня облдумы уже в понедельник, 31 января, когда пройдет внеочередное заседание регионального парламента.

Присутствовавший на заседании мэр Волгограда Роман Гребенников так прокомментировал эту ситуацию: «Разума не принимать этот закон у депутатов разных фракций больше, чем казалось авторам странной инициативы. Но если есть чей-то интерес переделать земельный процесс в Волгограде и сорвать городские аукционы — продолжение обязательно последует. Остановить эту волну может только здравомыслие».

Правда, здравомыслие — категория в политике не всегда востребованная. А в случае с «земельным» законопроектом очевидно — это как раз политическая инициатива команды губернатора Анатолия Бровко. Трудно не согласиться с рядом волгоградских политологов, которые в этом увидели, прежде всего, очередное проявление застарелого конфликта между властями региона и Волгограда. Предыдущие попытки команды Анатолия Бровко убрать мэра Гребенникова результата не принесли. Но когда «очень хочется», цепляются за любые возможности. Отнять «земельные» полномочия у мэрии Волгограда — как раз из разряда таких попыток, причем с сомнительным конечным эффектом.

Если законопроект облдума примет, строительный бизнес Волгограда может оказаться в глубоком застое. Областная администрация будет вынуждена создавать новую структуру, перекраивать под нее областной бюджет и т. д. — все это может занять никак не меньше полугода, а то и целый год. А застройщики будут вынуждены «ждать у моря погоды». Так что экономические потери для казны гарантированы.

При этом гарантированы и акции протеста строителей. И они, эти акции, буду куда как масштабнее (а значит, и резонанснее), нежели протесты предпринимателей, которых областная администрация «попросила» покинуть волгоградский ЦУМ.

На прошедшем в Волгограде в прошлом году заседании, посвященном развитию строительной отрасли (и не только на этом конкретном совещании), премьер-министр РФ Владимир Путин поставил весьма четкую и однозначную задачу перед региональными и муниципальными властями: облегчить строителям оформление документов по землеотводу по принципу «единого окна».

А буквально на днях Владимир Путин провёл в Оренбурге заседание президиума совета при президенте РФ по развитию местного самоуправления по вопросу «О мерах по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению».

Премьер-министр, в частности, сказал: «Такая работа, которой мы с вами займёмся, не требует особого героизма, но требует профессионализма, настойчивости и последовательности. Речь идёт об оказании государственных и муниципальных услуг гражданам страны. Главная наша задача здесь — построить работу аппарата всех уровней и всех чиновников таким образом, чтобы они были настроены на интересы общества. Необходимо избавить наших людей от утомительного стояния в очередях — утомительного, а порой и унизительного, от бесконечной беготни за справками и бумажками, от поборов со стороны разного рода посредников, чтобы посещение так называемых, как у нас всегда в России говорили, присутственных мест каждый раз не превращалось в испытание и нервотрёпку».

И хотя речь на заседании шла о предоставлении государственных и муниципальных услуг гражданам, но, по большому счету, эти путинские слова можно отнести и к ситуации с волгоградским «земельным» законопроектом.

Получается, поручения председателя правительства РФ либо медленно «доходят» до администрации Волгоградской области, либо попросту ею игнорируются. Возможно, именно это имел ввиду Роман Гребенников, когда говорил о «здравомыслии».