Этот город ему не понравился
Справка: в 1866 году в Камышине от туберкулеза скончался Микаэл Налбандян — армянский писатель, философ, революционный демократ, утопический социалист. В музее есть монументальная медная статуя, изображающая этого писателя, о которой стоит рассказать подробнее…
Рассказывает директор музея Сергей Чеботарев: «В декабре 1865 года в Камышин приехал сосланный писатель и социалист Микаэл Налбандян. В письме брату он написал: «Об этом городе ничего хорошего сообщить не могу, совершенно негодное место, а в течение зимы жизнь здесь прекращается совершенно». Наверное, поэту не стоило так нехорошо отзываться о нашем городе… Спустя ровно сто лет его соотечественники, советские армяне, изготовили в технике кованой меди трехметровый монумент Налбандяна, предназначенный, скорее всего, для открытых помещений. Когда медную статую подарили нашему городу, местные власти долго решали: куда его деть? А в 1968 году, в 300-летий юбилей Камышина, как раз готовилась к открытию новая школа № 16. И армянского поэта подарили учреждению образования! Однако здание школы было современным, с низкими потолками, поэтому монумент, буквально «придавило», к тому же он был практически спрятан за лестницей в темном углу. Его очень пугались первоклассники, а также гости, которые впервые посещали школу.
Позднее монумент решили передать музею. В наши дни многие, глядя на темную фигуру Налбандяна полагают, что это — Пушкин. Типичный вопрос посетителей музея: «А что, в Камышине бывал Пушкин?» На что следует ответ-разъяснение, что это вовсе не великий русский поэт, а просветитель армянского народа. В музее история с испугами особо нервных людей повторилась. Сначала Налбандян стоял прямо у входа, и вошедшие в парадную дверь замирали со вздохом: «О, Боже мой! Кто это?!» Словом, медный Налбяндян долго не мог найти своего места — он странствовал по коридорам как тень отца Гамлета. С чьим образом его порой и сравнивали. Наконец, монумент поставили на площадке парадной лестницы между первым и вторым этажом. Смотрелся он там — просто класс! Но… Тут надзорные органы объяснили, что «парадная лестница» — это понятие для музея, а для инспектора пожарной охраны — всего лишь «путь эвакуации», который категорически нельзя загромождать. И Налбандян вновь отправился в «путешествие». Вывод: не надо было в свое время плохо отзываться о Камышине!
Упражнения для домашнего органа
Справка: К концу ХIХ — началу XX веков в Камышинском уезде проживало наибольшее число этнических немцев. Здесь они составляли самый высокий процент населения среди всех уездов Российской империи. По земской переписи населения уезда в 1886 году, численность наличного крестьянского населения составляла 263 тысячи человек, в том числе 113 тысяч немецких колонистов. Первой немецкой колонией, которую основали иноземцы, была Нижняя Добринка. Именно оттуда, благодаря хранительнице школьного сельского музея Валентине Федоровне Шарковой, уникальный подлинный экспонат XIX века — домашний орган — попал в камышинский музей.
Рассказывает старший научный сотрудник музея Татьяна Четвертнова: «В Нижней Добринке была лютеранская церковь, при которой располагался дом пастора. В этом доме долгое время находился домашний орган (или фисгармония), привезенный из Тюрингии (одно из германских государств). Дело в том, что немцы большое внимание уделяли обучению детей: не только грамоте, но и музыке, эстетическому воспитанию и т. д. Позднее этот орган стоял в семье жительницы Нижней Добринки Эллы Ивановны Витман. Прошли десятилетия, и орган оказался в музее школы Нижней Добринки, а после переговоров был перевезен в Камышин и стал экспонатом нашего историко-краеведческого музея».