«Куда ты устроишься после 50-ти?!» — такой вопрос сегодня звучит во многих спорах, рожденных пенсионной реформой.

Особенно он остро стоит в провинции. Традиционно именно в российской глубинке очень мало  мест для работы. Есть государственные и муниципальные учреждения, но «с улицы» в них не попасть: здесь правят бал связи и блат. В муниципальном учреждении можно доработать до глубокой старости, но туда нужно еще попасть. Помните, как в известном анекдоте: «Папа, я стану генералом?». «Нет, сынок, ведь у генерала тоже растет сын!».

Оглядываемся шире: количество рабочих мест в отделениях, например, того же Пенсионного фонда или местного центра занятости, или прочих подобных учреждений — строго ограничено. Более того, там практически отсутствует текучка.

Что же остается? Ну, например, банки или кредитно-финансовые организации, которых в глубинке — куча. Однако же там не нужны те, кому 50 или 60 «с плюсом». Как, простите, с лицом, покрытым сеткой морщин, и головой, покрытой седыми волосами, весело убеждать людей в необходимости взять кредит «именно у нас»?! Да что там говорить: в том же Сбербанке за стеклянной перегородкой вы не увидите тех, кто родился в романтические «шестидесятые». В сфере работы с клиентами и «семидесятых» уже не увидишь. Все — молодые, рожденные в России, а не в СССР.

Оглянемся во все стороны… В сетевом магазине — бегают молодые, за кассой — они же. В офисе фирмы, торгующей (да чем угодно, собственно!) — молодые менеджеры, диллеры, шоферы и грузчики. Да, укажет читатель, а бухгалтер — в годах, а вон завскладом — в годах. Всё правильно. Даже хозяин — в годах. Только он — либо ИП, либо владелец ООО, а бухгалтер — его супруга, а завскладом — его родственник. Остальные — молодежь с улицы, кто должен «шуршать» за троих.

На стройку, говорят, берут даже каменщика с опытом — нужны идеальные стены. Но старика не возьмут, тем более официально, — куда ты, работа тяжелая! В полиции, следственном комитете, прокуратуре вы встретите только молодых сотрудников, а тех, чью голову покрыла седина, уже именуют ветеранами (максимум, они остаются в совете ветеранов правоохранительных органов).

Предупреждая проблему трудоустройства людей пожилого возраста или ущемления их прав (увольнение, отказ в приеме на работу и т.д.), авторы нового законопроекта о повышении возраста выхода на пенсию отрапортовали: введем уголовную ответственность для работодателей за такие «грехи».

Но кого и когда это пугало или останавливало? Эксперты в один голос утверждают: в скором времени бизнес сориентируется и встанет «в оборону», то есть заранее начнет увольнять пожилых работников «под разным соусом». И это в масштабе страны обретет массовый характер. Бизнес будет всячески избегать штрафов и иной возможной ответственности по принципу: нет человека (в нашем случае пожилого) — не проблемы.

Конечно, есть трудинспекция и прокуратуры – но разве они способны защитить всех. У них и сейчас немало работы по фактам нарушения прав трудящихся.

Как прокоментировал ситуацию информационному агентству URA.RU вице-президент Российского союза предпринимателей и промышленников Виктор Плескачевский, «предложенная мера рискует дать обратный эффект».

«Можно ожидать, что до реформы некоторые компании специально просмотрят личные дела работников, чтобы сократить сотрудников предпенсионного возраста... После того, как закон вступит в силу, работодатели будут увольнять сотрудников незадолго до того, как им будет исполняться по 55 и 60 лет», — отметил эксперт.