На сайте Российской общественной инициативы опубликована петиция, авторы которой предлагают внести изменения в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ).

Уточним, что речь идет о представительных органах власти, то есть городских и районных думах, а также сельсоветах. То есть о тех собраниях, которые избираются населением и обладают правом представлять интересы жителей и принимать решения от их имени.

Однако, как уточняют в петиции авторы, «представляемые в данные органы инициативы зачастую отвергаются, мотивируя недостатком полномочий органов». Как тут не вспомнить известную фразу муниципальных служащих, которая попала даже в КВН: «На местном уровне этот вопрос не решить».

— Но ведь я я же ничего еще не спросил!

— Что бы вы не спросили, на местном уровне это не решить!

Также авторы петиции утоняют, что «предлагаемые действия при обсуждении тех или иных законодательных актов отвергаются со ссылками на вышестоящие органы представительной власти (областные, федеральные и т.п.)». Словом, опять «на местном уровне не решить». И, наконец, даже принимаемые решения «зачастую не содержат в себе экспертной оценки и не соответствуют действительности».

Между тем, как справедливо указывают авторы петиции, представительные органы власти требуют немалых затрат из местных бюджетов. Деньги идут на организацию и проведение выборов, на заработную плату, оплату льгот, содержание аппарата и множество прочих расходов (бумага, услуги связи, автомобили, оргтехника).

«Выстрелит» или нет петиция — вопрос второй. Само по себе появление подобного документа отражает настроение тех, кто проживает в глубинке.

Люди идут в сельский совет или городскую думу, но им ничем не могут помочь. И это реально так. Ну, не наделен сельский депутат или народный избранник небольшого городка полномочиями что-то решить по важным и глобальным вопросам. Это не его уровень, потому что бюджеты муниципалитетов слагаются сегодня, в основном, из поступлений из вышестоящих бюджетов — областных и федеральных.

А «наверху» уже всё расписали. Эти деньги по партийному проекту пойдут на тротуар по программе создания комфортной среды, а эти — на парк по программе обновления парков.

Но люди требуют модернизировать медицину, найти врачей и учителей, осветить поселение и наполнить его общественным транспортом. Тут, положим, приезжает губернатор и частично исполняет поручения. В этом, собственно, во многом и заключено пресловутое «ручное управление» на местах.

Если не достучались до губернатора — стучат выше. Президенту. А тот говорит региональному главе (вновь вспомним КВН): «Уверен, чтобы я не попросил, вы всё сделаете». То бишь снова «ручное управление».

В таком случае, к чему тогда в этой системе управления нижнее звено — муниципалитеты: городские округа, района и сельские поселения? Если в них депутаты — представители власти, по большому счету, ничего не решают. Только констатируют, что сделано другими и что они не могут сделать.

Зачем тратить на них бюджетные деньги? Ведь при «ручном управлении» решают всегда наверху, а народ исключают. Ну а денег всегда не будет хватать, потому что внизу их зачастую воруют, а вверху порой не видят, туда ли направляют.