Гагарин Ю.А.В начале года, в Центре управления полётами ЦНИИ машиностроения (г. Королёв Московской обл.), прошло очередное заседание Организационного комитета по подготовке и проведению празднования 50-летия полёта в космос Ю. А. Гагарина. Вёл заседание Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин.

Открывая заседание, Владимир Владимирович выразил надежду, что «... наши космонавты, все, кто трудится в космической отрасли, примут самое активное участие в предстоящих мероприятиях, прежде всего в тех просветительских, образовательных программах, которые адресованы подрастающему поколению». По мнению Председателя Правительства, «...предстоящие торжества призваны максимально охватить молодёжную аудиторию. Юные граждане страны должны как можно больше знать о роли нашей страны в освоении космоса, о сегодняшнем и завтрашнем дне российской космонавтики. Это должна быть объективная, интересная, по-современному поданная информация».

Гагарин и Маресьев

Редакция Инфокама разделяет эти положения и намерена в ближайшее время опубликовать цикл материалов, посвященных году космонавтики. Естественно, первой страницей этого цикла станет рассказ о Юрии Алексеевиче Гагарине. Ведь это именно он вписал самую первую и самую яркую страницу в историю освоения космического пространства. Сейчас, спустя пятьдесят лет после его полета, все, что связано с именем Ю. А. Гагарина, вызы­вает повышенный интерес. «Каким он был, первопроходец космоса?» — этот вопрос ин­тересует и молодых, и представителей стар­шего поколения.

Ответ на него в какой-то ме­ре дают статьи и выступления Ю. А. Гага­рина. Когда вчитываешься в написанные им cтроки, отчетливо видишь, сколько было в нем жизнерадостности и задора, настоящей молодости и бодрости духа! Человек широкого кругозора, огромной энергии, неистребимого оптимизма, человек, в душе которого горело «светлое, негасимое пламя подвига», — таким был Юрий Гага­рин. Таким он вновь предстает перед нами, когда мы обращаемся к написанным им статьям. Одна из них была опубликована вскоре после полета, 1 мая 1961 года, в газете «Красная звезда». Для нас, камышан, она примечательна тем, что в ней первый космонавт заявляет, что примером для него всегда был наш земляк — Алексей Маресьев.

Мы печатаем эту статью без купюр и правки, понимая, что Юрий Гагарин был сыном своего времени и партии, принадлежностью к которой он так гордился.

Звезды становятся ближе

Я видел дневные звезды. Нет, не те, отраженные, что плавают в глубоких-преглубоких колодцах. Я видел дневные звезды над головой. Они необычайно отчетливы, будто бриллианто­вые бусины на черном барха­те. Но суть не только в красо­те. Там, на трехсоткилометро­вой высоте, вселенские свети­ла и впрямь видятся ближе, яснее: ведь с них сдернута чадра земной атмосферы. И эта непривычная, впервые испытанная близость к дальним мирам рождает волнующие чувства.

Там, на высоте, кажется, ви­дишь дальше, чем мог видеть прежде: и вперед, и в глубь истории. Перед мысленным взором встают ярчайшие видения прошлого. Где-то в глу­хой рязанской стороне отчаян­ный подьячий Крякутной, дерз­нув выступить «божьей воле» вопреки, поднялся ввысь на шаре, наполненном дымом. Он доказал, что смертные могут летать получше воображае­мых ангелов. А позже самолет Александра Можайского взмы­вает всего на несколько саженей от пыльной дороги, но он пробивает окно в небесную высь. Потом мужественный Нестеров совершает голово­кружительную и впрямь мерт­вую по тем временам петлю. И, наконец, гениальный Кон­стантин Циолковский дает ми­ру путевку к звездам. Все это наши соотечественники, нацио­нальная гордость земли рус­ской!

Но это, так сказать, предыстория. Настоящая ис­тория покорения высот началась с залпом «Авроры», воз­вестившим о рождении перво­го в мире социалистического государства рабочих и кресть­ян. Сколько поистине мировых свершений родилось в наше, советское время на нашей земле Советов! Мне, советско­му летчику-офицеру, хочется поговорить именно о своих самых близких предшественниках. Желание это понятно: мой путь в космос начался не двенадцатого апреля 1961 го­да, а гораздо раньше. Может, в те дни, когда вылетевшие на спасение челюскинцев Р-5 про­бивались сквозь метельный заслон к ледовым широтам, когда легендарный Чкалов, ос­тавив под крылом никем не увиденный Северный полюс, изумил весь мир.

...Простые люди мира двад­цатый век считают нашим, со­ветским. И это действительно так. Особенно это касается больших скоростей и высот. Давно ли стратосфера казалась труднодоступной зоной? Мне невольно вспоминается моя служба в полку. Что ж, я сам несказанно обрадовался, когда совершил первый полет в стратосферу на реактивном истребителе. Казалось, вот она, граница доступного, а выше — там уже что-то таинственное, никем не изведанное. Но по­том я был очевидцем, как рухнул и этот эшелон.

А дальние расстояния? Разве они не были предметом наших пылких воображений, поисков и нетерпеливых сравнений?! Помню, мне довелось летать со многими бывалыми авиато­рами, за плечами которых был большой налет на скоростных машинах. Они провели в воздухе тысячи часов. Немало нале­тали и сравнительно молодые летчики. Вот и решили мы как-то прикинуть общий налет, перевести его в километры. Получилась цифра, подтверж­давшая, что общий маршрут наших сослуживцев протянулся чуть ли не до небесных све­тил. Кто-то совсем серьезно заметил:

— До самой далекой плане­ты не так уж, друзья, далеко.

Первый полет в космос по­зволил мне познакомиться не только с небывалой высотой и скоростью, но и с гораздо большим: возможностями на­ших ученых, инженеров, рядо­вых тружеников. Наши люди, воспитанные Коммунистиче­ской партией, способны тво­рить чудеса. Ведь наш корабль «Восток», с которым я срод­нился, как с живым существом, является сгустком всех новей­ших достижений мировой нау­ки и техники. А резервы наши неисчерпаемы. Наш арсенал неистощим!

Меня товарищи как-то спра­шивали: труден ли был кос­мический полет? Я ответил: не легок, но вполне терпим. И еще добавил: на этом полете не хочется точку ставить. По­нравилось летать в космосе. Мечтаю побывать на Луне, Марсе, Венере. В общем, поле­тать по-настоящему. О моем желании узнали многие, в том числе и мой любимый герой — Алексей Маресьев, о встре­че с которым я давно мечтал. И вот такая встреча состоялась в Московской студии телеви­дения. Алексей Маресьев подарил мне мою любимую кни­гу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» с над­писью на титульном листе:

«...Желаю тебе пилотировать космические корабли на Луну, Марс, Венеру и другие плане­ты...»

Не верить в свершение это­го пожелания невозможно. Время такое! Один из моих товарищей назвал его звезд­ным. И он прав. Звезды стано­вятся ближе. Придвигаются они по воле советского чело­века-творца, мечтателя, героя, созидателя. Таким его сделала мудрая ленинская партия, при­надлежность к которой — моя гордость, мое счастье!