Радостные рассказы о счастье, которое обретаешь в возрасте 55+, уже практически «намертво» прилепили России образ страны пенсионеров.
Делается это, конечно, продуманно и, так сказать, для «внутреннего потребления». Кто ставит задачу и какие СМИ участвуют в процессе создания радужного образа работящих, но убеленных сединами россиян, думается, уточнять не надо. Власть в лице правительства, Госдумы, совета Федерации и президента приняла пенсионную реформу, главное в которой: увеличение на пять лет возраста выхода на заслуженный отдых. Об этом сказано уже многое, поэтому не будем конкретизировать и возвратимся к нашей теме…
Возникает вопрос: кто-нибудь продумал итог подобной кампанейщины? Страну с июня, когда правительство внесло законопроект в Госдуму, представляют в виде людей, которым вроде бы уже пора отдыхать — они, черт побери, это заслужили! — но они будут работать. Это где-то на прогнившем насквозь западе старики благополучно живут на пенсию, проводят время в турпоездках по миру, полностью отдаются своим заброшенным в суете рабочих дней увлечениям… Но не у нас. У нас же – особый путь. У нас — работа. А СМИ представляют это счастьем.
Первый канал рассказывает о пенсионере, который в 70 с лишним лет учит людей танцам. Замечательный человек — здоровья ему и долгих лет! Но это же — единичный случай. И, скорее, пример из рубрики «Удивительные люди». Потому что занимаются танцами в 70+ — многие, но работает в этой сфере в таком возрасте — возможно, один этот дедушка. К тому же ученики у него тоже своеобразные — согласитесь, не всякий станет постигать азы танцев у такого педагога. Опять же, повторюсь, при всем уважении к его труду и возрасту.
Вопрос, собственно, вот в чем: зачем ради пиара пенсионной реформы и счастья долгой профессиональной деятельности делать из «единиц» пример для массовости? Понятно, что в этом и заключен «великий и могучий» пира. Но реальная жизнь показывает иную картину.
А она такова: людей в возрасте 55+ мы встречаем в поликлиниках, потому что их достают «болячки». Это они – любимые клиенты врачей и фармацевтов. Потому что годы летели, они работали, растили детей и внуков, спешили жить… Но возраст дает о себе знать. Недаром на эту целевую аудиторию работает еще один мощный пиар — рынок фармацевтики, рекламу которого даже с ТВ изгнать не удалось. Слишком уж большие деньги крутятся в этом секторе экономики. Чьи деньги? Правильно, тех, кому 55+, потому что пошатнувшееся здоровье хочется сохранить еще на десятилетия.
Но сохранить опять-таки не для работы. А для тех танцев, но в виде хобби; для той же работы в теплице, но для души; для занятий рукоделием, но в виде увлечения, когда дождь за окном! Как тут не вспомнить образ пчеловода, который, как кажется, массово раскрутили все ТВ-каналы: вот, дескать, красавец, держит пасеку — продает мед. В 65 лет — ИП, то бишь индивидуальный предприниматель!
Ради Бога, пусть продает мед! И нужно только радоваться, насколько законопослушно наше родное, старшее поколение, что регистрирует ИП и платит налоги. Но бодрые столичные журналисты пробовали держать пасеку? Несомненно, в этой области, пожалуй, наиболее высок процент людей, которые помнят выступление Хрущева и молодого Фиделя Кастро. Не сочтите фразу за насмешку, это просто демонстрация бегущего времени. Однако для многих этих ветеранов пчеловодство больше, чем хобби: это дело, которому они посвятили свою жизнь. Но таких — опять-таки единицы, что в селе, что в провинциальном городе.
Еще вопрос: зачем в этом возрастном «пиар-ралли» мы забываем о среднем возрасте и молодежи? Разве не нужно также постоянно рассказывать о них – людях труда и тех, кто завтра придет на производство? Нужно, но время диктует тренд: Россия 55+.
Кампанейщина, как известно, хороша, когда надо привить здоровый образ жизни. Помните: «А «Динамо» бежит? Все бегут!». Но кампанейщина становится абсолютно отвратной, когда бьют в одну точку, но люди знают: кто принес мишень и зачем в неё бьют изо дня в день.