Владимир ПутинПрезидент России продолжает встречаться с банкирами. Точнее сказать, с «главной четверкой», которую представляют Внешэкономбанк, Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк.

В октябре глава страны провел переговоры главой Сбербанка Германом Грефом. Согласно официальному пресс-релизу, разговор шел о кредитном портфеле, ипотеке и других вопросах. На встрече с главой ВТБ Андреем Костиным говорилось о снижении зависимости России от доллара. Наконец, сегодня, 15 октября, Путин выслушал председателя Внешэкономбанка Игоря Шувалова. Согласно опять-таки официальному пресс-релизу, беседа шла о деятельности банка в направлении развития реального сектора экономики.

Три встречи с банкирами за один месяц наводят аналитиков на простую мысль, которую выразил известный мультипликационный персонаж: «Это ж-ж-ж неспроста!». Даже далекие от политики люди понимают: в официальном сообщении пресс-службы Кремля «подается» лишь часть информации. Как правило, предназначенная для всеобщего обсуждения. А «за кулисами» остаются темы, которые тет-а-тет обсуждают первое лицо страны и его гости.

Аналитики предполагают, что речь «за кулисами» на столь высоком уровне идет о том, насколько сильны позиции России для противостояния западным санкциям. Де-факто, стране приходится надеяться только на внутренние резервы. Однако макроэкономические реалии современного мира не отменишь, а значит, возникает простой вопрос: «Устоим?!».

Из трех банкиров лишь Костину из ВТБ ставилась прямая задача продумать последовательность действий, направленную на снижение зависимости России от американской валюты. США усиливают санкционное давление. Естественно, важно, чтобы внутри страны оставался сильным Сбербанк, а на общемировом пространстве с максимальной отдачей трудился Внешэкономбанк. Похоже, президент хочет увидеть картину в целом, с разных ракурсов и от разных специалистов.

Что это означает для россиян? Только одно: придется туго, и, видимо, это прекрасно осознают на самой вершине пирамиды власти. Отсюда крайне не популярные решения о повышении пенсионного возраста, поднятие ставки налога НДС и т.п. Например, новостью дня стало возможное поднятие с нового года акцизов на моторное топливо.

Естественно, эти «сигналы» слышат в бизнес-ссобществе, а потому стоит ожидать роста цен. Бизнес у нас может быть социальным в области меценатства, но он совершенно асоциален, когда речь идет о смене ценников в сторону увеличения.

В чем-то этот рост покажется даже естественным: в последние десятилетия цены традиционно поднимались ближе к новому году. Люди негодовали, указывали на инфляцию и нехватку денег, но как-то перешагивали, встречали новый год и жили дальше. Однако не пролонгируется ли рост цен (а соответственно, инфляция) конца этого года на начало следующего? Да еще и скачком, потому что акцизы и ставка НДС поднимутся с 1 января?

Думается, этот самый важный вопрос как для каждого россиянина, так и для страны в целом.