В Государственной Думе состоялся круглый стол на тему законодательного обеспечения ответственности граждан за свое здоровье, а также мотивации страховых медицинских организаций и работодателей к сохранению здоровья граждан и работников.

Первый пункт статьи 27 Конституции РФ гласит: «Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья». Однако в ходе обсуждения выяснилось: далеко не всегда этот постулат удается исполнить в полной мере. Причина кроется, как заявили народные избранники, в том числе, в «потоке рекламы нездорового образа жизни».

На этот факт указал первый заместитель председателя госдумского комитета по охране здоровья Сергей Натаров. Парламентарий потребовал, чтобы Кодекс об административных правонарушениях, закон о рекламе и закон о СМИ были дополнены нормами о запрете рекламы «нездорового образа жизни».

«Сегодня очень много рекламы некачественного питания, а также лекарств, что дает людям основание заниматься самолечением», — сказал депутат.

Выступающего поддержал его коллега — член того же комитета Николай Герасименко. Он отошел от темы лекарств, но указал, что телевидение занимается рекламой «различных шоколадных батончиков и сладких газированных напитков», а это, по его словам, «оказывает негативное влияние на организм».

Остановимся на лекарствах… Много лет медицинская общественность настаивает на том, что лекарственными препаратами должны заниматься врачи и фармацевты. И только они! К сожалению, 90% нашей страны проживают в регионах, где существует кадровый голод в системе здравоохранения. Врачей не хватает, причем остро.

В итоге, люди начинают заниматься самолечением: благо, интернет в каждом доме. А тут еще — реклама на ТВ, где назойливо сообщают, что лишь «такой-то» препарат спасет вас от «такой-то» болезни. Самолечение весьма часто заканчивается плачевно: у больного появляются новые проблемы.

Однако та же самая Государственная Дума из года в год отклоняет законопроект о запрете рекламы лекарственных средств в теле- и радиопрограммах. Подобная инициатива прозвучала, например, от фракции ЛДПР. Однако комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал нижней палате парламента отклонить законопроект в первом чтении. Что и было сделано…

Мотивация отказа проста — цитируем: «действующее законодательство в области рекламы лекарственных средств соответствует международной практике и предъявляет четкие требования к содержанию такой рекламы.

Может, дело в ЛДПР? Нет. Аналогичную инициативу о запрете рекламы лекарств на телевидении внесли в Госдуму члены Совета Федерации Валерий Рязанский и Сергей Лисовский.

Авторы апеллировали к двум важным моментам: дороговизне рекламируемых препаратов и рекламе антидепрессантов, что может способствовать росту суицидов. В декабре 2017 года тому были примеры… Инициатива так и не стала законом.