Оговорюсь сразу. Я не претендую на оригинальность изложения. Из всего многообразия библиографических сведений о С. П. Королеве и Ю. А. Гагарине я выбрал лишь то, что меня поразило своими совпадениями. Остальное — за читателями. Тем более, что в Интернете, лучше, чем в любой библиотеке, можно найти все о жизни и подвиге этих людей.
Итак, Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30.12.1906 г. по старому стилю) в Житомире в семье преподавателя русской словесности. В 1923 г. вступил в организацию «Общество друзей Воздушного флота», сконструировал свой первый безмоторный планер. В 1924 г. окончил Одесскую строительную профессиональную школу и в этом же году подал просьбу о зачислении в Академию воздушного флота. Но поскольку решение вопроса затянулось, то он поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение, а затем перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана.
Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области. Его родители — потомственные крестьяне. В 1941 году пошел в среднюю школу родного села, но учебу прервала война. После окончания войны семья Гагариных переехала в Гжатск, где Юрий продолжил учиться в средней школе.
В 1951 году Гагарин с отличием оканчивает ремесленное училище в подмосковном городе Люберцы, где получает специальность формовщика-литейщика, и одновременно школу рабочей молодежи. В том же году будущий космонавт продолжил учебу в Саратовском индустриальном техникуме, который окончил в 1955 году. Во время учебы в техникуме он поступает в аэроклуб и навсегда связывает свою жизнь с авиацией. Спустя годы Юрий Алексеевич вспоминал, что решающими в его судьбе стали слова летчика-инструктора Дмитрия Мартынова о том, что у него есть задатки стать замечательным летчиком. Кстати, свой первый полет Юрий Гагарин совершил в саратовском аэроклубе.
Примечательно, что одну из первых работ, посвященных освоению космоса, — «Ракетный полет в стратосфере» Сергей Павлович Королев издал в год рождения Гагарина. В последующие пять лет будущим академиком был разработан ряд успешных проектов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939 г.) и ракетоплана РП-318-1 с ракетным двигателем. В 1937 году Королев участвовал также в испытаниях ракетоплана с двигателем «ОРМ-65» конструкции В. П. Глушко.
В это же время С. П. Королев занимается воплощением в жизнь идеи практического использования ракетных двигателей в авиации. Королев, работая в ОКБ заместителем Главного конструктора двигателей, ищет пути решения проблемы оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. Параллельно с конструированием ракетного ускорителя Сергей Павлович стремился воплотить в жизнь свою давнюю идею создания ракетоплана, оснащенного реактивным двигателем.
В свою очередь становление характера будущего космонавта во многом связана с тем, что семья Гагариных с лета 1941 по март 1943 года находилась на территории, оккупированной фашистскими захватчиками. Вот что рассказывал об этом периоде старший брат Юрия Алексеевича — Валентин Гагарин: «Огромная беда, которая внезапно обрушилась на нашу семью, как и на всякую другую семью в стране, оставила в душе каждого из нас — от самых младших до самых старших — неизгладимый след. Мне кажется, что некоторые черты характера будущего летчика, космонавта Юрия Гагарина,— упорство в достижении цели, сострадание к горю других, готовность немедленно прийти на помощь, смелость и способность к отчаянному, но разумному риску,— намечались в то время, в дни войны».
4 октября 1957 г. сконструированная Королевым ракета вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. С этого дня и началась эра практической космонавтики. Сначала в космос летали только животные. Но одновременно с этим С. П. Королев вместе со своим коллективом работает над осуществлением запуска космического корабля «Восток-1» с космонавтом на борту.
В это же время, начиная с 1955 по 1957 год, Юрий Гагарин учится в 1-ом Чкаловском военном авиационном училище летчиков в Оренбурге. Окончив его по первому разряду, Юрий Гагарин выбирает местом службы одну из авиационных частей Северного флота. В конце 1950-х годов среди молодых летчиков-истребителей начинается набор с целью переучивания для полетов на «новой технике», так в то время именовали космические корабли. 9 декабря 1959 г. Гагарин пишет заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызывают в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале 1960 года следует еще одна специальная медкомиссия, которая признает старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов.
В последующие после первого полета в космос годы многие участники подготовки космонавтов, не говоря уже о журналистах, задавались вопросом: «Почему Сергей Павлович остановил свой выбор на Гагарине?»
Вот что пишет по этому поводу один из участников подготовки полета, Владимир Ходаков, заслуженный машиностроитель РФ, лауреат Государственной премии СССР: «Удивительное это было время. Уже через год после запуска первых искусственных спутников Земли было принято решение о разработке аппарата для полета человека в космос. Все работники знаменитого ОКБ-1, все смежники трудились с огромным энтузиазмом, твердой уверенностью в успехе дела под руководством выдающегося ученого и конструктора — академика Сергея Королева. Именно Сергей Павлович и выбрал Юрия. Он любил его как сына. И говорил о нем: «Юра — олицетворение вечной молодости нашего народа. В нем счастливо сочетаются природное мужество, аналитический ум, исключительное трудолюбие…».
А вот суждение доктора медицинских наук, профессора, заведующей Лабораторией физиологии ускорений и искусственной силы тяжести ГНЦ РФ ИМБП Ады Котовской: «Юра был мудрый. В нем были заложены черты будущего лидера: он мог подойти к любому из своих товарищей по новой работе, сделать замечание — он мог себе это позволить, хотя они все были равны между собой. Или мог хлопотать за кого-то, и это очень ценилось. И я думаю, что ребята это тоже видели. Все испытания он проходил спокойно, ровно, и с ним ничего не случалось — словом, он был надежен».
Судьба даровала мне возможность слышать и общаться со многими космонавтами. В том числе из так называемого «гагаринского призыва». Так вот, все они сходились в мысли, что «…сейчас невозможно представить, чтобы первым полетел бы не Гагарин, а кто-то другой. То, что совершил Юрий, мог совершить только он». В апреле 1961 года все они внутренне ждали, что Государственная комиссия остановит свой выбор именно на Гагарине. В свою очередь Юрий Гагарин, понимая, что испытание новейшей техники связано с колоссальным риском для него, полностью верил Сергею Павловичу Королеву.
Эта взаимная вера друг в друга сопровождала их и в оставшиеся годы. И даже в самих обстоятельствах их смерти также есть нечто объединяющее их своей мистической предопределенностью. Оба они ушли из жизни преждевременно.
Сергей Павлович Королев скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 года. В числе документов, непосредственно относящихся к трагическому событию, есть больничный лист Сергея Павловича, где указан предварительный диагноз «полип прямой кишки», и свидетельство о смерти, в котором диагноз такой же, как и заключительный в больничном листе, «лейкомиосаркома». Но тогда почему наши медицинские светила позволили своему великому пациенту умереть от паралича сердца? Ведь, согласно медицинскому заключению, опубликованному 16 января во всех центральных газетах, «… смерть наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда)».
По этому поводу существует много версий. Однако Правительственная государственная комиссия, скрупулезно изучавшая все обстоятельства гибели первого космонавта планеты, так и не смогла однозначно объяснить причины трагедии, а ее отчет до сих пор засекречен.
Официальные выводы вкратце таковы: «…экипаж из-за изменившейся в полете воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил». В развитие этого вывода мне самому приходилось слышать от космонавта Зудова, что «… складывается впечатление, что рядом с самолетом Гагарина на большой скорости прошел какой-то летательный аппарат».
Есть и народные версии трагедии. Одна из них говорит о том, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны, и катастрофа была подстроена специалистами КГБ, агенты которого принимали активное участие в расследовании произошедшего. До сих пор ходят слухи и о том, что официально объявленная катастрофа — фальсификация властей, а на самом деле Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции на лице помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц, где впоследствии и умер.
Ряд «исследователей» утверждает, что Гагарин «…сам подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже пожилым человеком». Еще одна версия о так называемом малом «Советском лунном заговоре» содержит обоснования и ряд аргументов в пользу того, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на МиГ-15, а несколькими днями ранее, во время запуска нового секретного космического корабля в рамках программы СССР по освоению Луны.
Можно много рассуждать об этих версиях. Но подоплека их, как мне кажется, одна. Современникам не хотелось верить, что Гагарин ушел из жизни по какой-то нелепой случайности. Многие из нас не верят в это и сегодня. Ведь герои не умирают. Они уходят к звездам.