03 марта 2011, 11:25

Через тернии к звездам

Ссылки по теме:
  • Он сказал: «Поехали!»
  • Гагарин: жизнь, соратники, воспоминания
  • Звездное время Юрия Гагарина

  • Ю. А. Гагарин и С. П. КоролевПосле публикации на сайте Инфокам первых материалов, посвященных 50-летию полета Ю. А. Гагарина, один из читателей упрекнул меня в том, что «гагаринские чтения» надо было начинать с рассказа о Главном конструкторе ракетно-космических систем С. П. Королеве. Я не стал спорить с оппонентом, заметив лишь, что, если стараться воздать всем по заслугам, то надо вспоминать и таких первопроходцев, как Н. И. Кибальчич и К. Э. Циолковский. Но такой возможности у нас нет — нельзя объять необъятное. Но не сказать о влиянии С. П. Королева на развитие практической космонавтики, конечно, было бы ошибкой. И потому сегодняшняя публикация посвящена переплетению судеб первопроходцев космоса — академика Сергея Павловича Королева и космонавта № 1 Юрия Алексеевича Гагарина.

    Оговорюсь сразу. Я не претендую на оригинальность изложения. Из всего многообразия библиографических сведений о С. П. Королеве и Ю. А. Гагарине я выбрал лишь то, что меня поразило своими совпадениями. Остальное — за читателями. Тем более, что в Интернете, лучше, чем в любой библиотеке, можно найти все о жизни и подвиге этих людей.

    Итак, Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30.12.1906 г. по старому стилю) в Житомире в семье преподавателя русской словесности. В 1923 г. вступил в организацию «Общество друзей Воздушного флота», сконструировал свой первый безмоторный планер. В 1924 г. окончил Одесскую строительную профессиональную школу и в этом же году подал просьбу о зачислении в Академию воздушного флота. Но поскольку решение вопроса затянулось, то он поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение, а затем перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана.

    Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области. Его родители — потомственные крестьяне. В 1941 году пошел в среднюю школу родного села, но учебу прервала война. После окончания войны семья Гагариных переехала в Гжатск, где Юрий продолжил учиться в средней школе.

     В 1951 году Гагарин с отличием оканчивает ремесленное училище в подмосковном городе Люберцы, где получает специальность формовщика-литейщика, и одновременно школу рабочей молодежи. В том же году будущий космонавт продолжил учебу в Саратовском индустриальном техникуме, который окончил в 1955 году. Во время учебы в техникуме он поступает в аэроклуб и навсегда связывает свою жизнь с авиацией. Спустя годы Юрий Алексеевич вспоминал, что решающими в его судьбе стали слова летчика-инструктора Дмитрия Мартынова о том, что у него есть задатки стать замечательным летчиком. Кстати, свой первый полет Юрий Гагарин совершил в саратовском аэроклубе.

    Примечательно, что одну из первых работ, посвященных освоению космоса, — «Ракетный полет в стратосфере» Сергей Павлович Королев издал в год рождения Гагарина. В последующие пять лет будущим академиком был разработан ряд успешных проектов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939 г.) и ракетоплана РП-318-1 с ракетным двигателем. В 1937 году Королев участвовал также в испытаниях ракетоплана с двигателем «ОРМ-65» конструкции В. П. Глушко.

    Королев на связи с ГагаринымВ жизни обоих наших героев были черные полосы, которые при стечении обстоятельств могли бы круто повернуть их судьбу. Так, Сергей Павлович Королев в июне 1938 г. был необоснованно репрессирован и осужден на 10 лет. Вначале его выслали на Колыму. Но двумя годами позже, после пересмотра дела, С. П. Королева перевели с Колымы к также репрессированному академику А. Н. Туполеву в Московское Конструкторское Бюро при НКВД. Здесь заключенные из числа авиационных специалистов создали фронтовой бомбардировщик Ту-2. В середине ноября 1942 г. С. П. Королева переводят в другую организацию такого же лагерного типа — ОКБ НКВД СССР при Казанском заводе № 16, где под руководством В. П. Глушко велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации.

    В это же время С. П. Королев занимается воплощением в жизнь идеи практического использования ракетных двигателей в авиации. Королев, работая в ОКБ заместителем Главного конструктора двигателей, ищет пути решения проблемы оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. Параллельно с конструированием ракетного ускорителя Сергей Павлович стремился воплотить в жизнь свою давнюю идею создания ракетоплана, оснащенного реактивным двигателем.

    В свою очередь становление характера будущего космонавта во многом связана с тем, что семья Гагариных с лета 1941 по март 1943 года находилась на территории, оккупированной фашистскими захватчиками. Вот что рассказывал об этом периоде старший брат Юрия Алексеевича — Валентин Гагарин: «Огромная беда, которая внезапно обрушилась на нашу семью, как и на всякую другую семью в стране, оставила в душе каждого из нас — от самых младших до самых стар­ших — неизгладимый след. Мне кажется, что некоторые черты характера будущего летчика, космонавта Юрия Гагарина,— упорство в достижении цели, сострадание к го­рю других, готовность немедленно прийти на помощь, сме­лость и способность к отчаянному, но разумному риску,— на­мечались в то время, в дни войны».

    4 октября 1957 г. сконструированная Королевым ракета вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. С этого дня и началась эра практической космонавтики. Сначала в космос летали только животные. Но одновременно с этим С. П. Королев вместе со своим коллективом работает над осуществлением запуска космического корабля «Восток-1» с космонавтом на борту.

    В это же время, начиная с 1955 по 1957 год, Юрий Гагарин учится в 1-ом Чкаловском военном авиационном училище летчиков в Оренбурге. Окончив его по первому разряду, Юрий Гагарин выбирает местом службы одну из авиационных частей Северного флота. В конце 1950-х годов среди молодых летчиков-истребителей начинается набор с целью переучивания для полетов на «новой технике», так в то время именовали космические корабли. 9 декабря 1959 г. Гагарин пишет заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызывают в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале 1960 года следует еще одна специальная медкомиссия, которая признает старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов.

    Гагарин в первые часы после приземления3 марта 1960 г. приказом Главнокомандующего ВВС К. А. Вершинина Юрий Гагарин был зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам. Дальнейшие судьбы Королева и Гагарина неразрывно связаны между собой. 12 апреля 1961 года С. П. Королев со своим коллективом единомышленников одерживает победу, имеющую мировое значение. Создав пилотируемый космический корабль «Восток», он реализует первый орбитальный полет человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина в космическом пространстве. Корабль с человеком на борту совершает один виток вокруг планеты и успешно возвращается на Землю.

    В последующие после первого полета в космос годы многие участники подготовки космонавтов, не говоря уже о журналистах, задавались вопросом: «Почему Сергей Павлович остановил свой выбор на Гагарине?»

    Вот что пишет по этому поводу один из участников подготовки полета, Владимир Ходаков, заслуженный машиностроитель РФ, лауреат Государственной премии СССР: «Удивительное это было время. Уже через год после запуска первых искусственных спутников Земли было принято решение о разработке аппарата для полета человека в космос. Все работники знаменитого ОКБ-1, все смежники трудились с огромным энтузиазмом, твердой уверенностью в успехе дела под руководством выдающегося ученого и конструктора — академика Сергея Королева. Именно Сергей Павлович и выбрал Юрия. Он любил его как сына. И говорил о нем: «Юра — олицетворение вечной молодости нашего народа. В нем счастливо сочетаются природное мужество, аналитический ум, исключительное трудолюбие…».

    А вот суждение доктора медицинских наук, профессора, заведующей Лабораторией физиологии ускорений и искусственной силы тяжести ГНЦ РФ ИМБП Ады Котовской: «Юра был мудрый. В нем были заложены черты будущего лидера: он мог подойти к любому из своих товарищей по новой работе, сделать замечание — он мог себе это позволить, хотя они все были равны между собой. Или мог хлопотать за кого-то, и это очень ценилось. И я думаю, что ребята это тоже видели. Все испытания он проходил спокойно, ровно, и с ним ничего не случалось — словом, он был надежен».

    Судьба даровала мне возможность слышать и общаться со многими космонавтами. В том числе из так называемого «гагаринского призыва». Так вот, все они сходились в мысли, что «…сейчас невозможно представить, чтобы первым полетел бы не Гагарин, а кто-то другой. То, что совершил Юрий, мог совершить только он». В апреле 1961 года все они внутренне ждали, что Государственная комиссия остановит свой выбор именно на Гагарине. В свою очередь Юрий Гагарин, понимая, что испытание новейшей техники связано с колоссальным риском для него, полностью верил Сергею Павловичу Королеву.

    Эта взаимная вера друг в друга сопровождала их и в оставшиеся годы. И даже в самих обстоятельствах их смерти также есть нечто объединяющее их своей мистической предопределенностью. Оба они ушли из жизни преждевременно.

    Сергей Павлович Королев скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 года. В числе документов, непосредственно относящихся к трагическому событию, есть больничный лист Сергея Павловича, где указан предварительный диагноз «полип прямой кишки», и свидетельство о смерти, в котором диагноз такой же, как и заключительный в больничном листе, «лейкомиосаркома». Но тогда почему наши медицинские светила позволили своему великому пациенту умереть от паралича сердца? Ведь, согласно медицинскому заключению, опубликованному 16 января во всех центральных газетах, «… смерть наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда)».

    Матери первопроходцев космоса А. Т. Гагарина и М. Н. БаланинаЭтим вопросом уже в день поминок, по свидетельству многих очевидцев, были озабочены космонавты Гагарин и Комаров. Никто тогда не думал, что и самому Комарову осталось жить немногим больше года. Но в причинах смерти этого космонавта будет долго и кропотливо разбираться правительственная комиссия с привлечением десятков компетентных организаций и проведением специальных экспериментальных работ для проверки различных гипотез. Никакого расследования причин смерти Королева не проводилось. Вопросы Комарова остались вопросами, на которые искали ответы очень многие. Но не нашли. То же самое мы наблюдаем и с расследованием причин гибели Гагарина и Серегина.

    По этому поводу существует много версий. Однако Правительственная государственная комиссия, скрупулезно изучавшая все обстоятельства гибели первого космонавта планеты, так и не смогла однозначно объяснить причины трагедии, а ее отчет до сих пор засекречен.

    Официальные выводы вкратце таковы: «…экипаж из-за изменившейся в полете воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил». В развитие этого вывода мне самому приходилось слышать от космонавта Зудова, что «… складывается впечатление, что рядом с самолетом Гагарина на большой скорости прошел какой-то летательный аппарат».

    Есть и народные версии трагедии. Одна из них говорит о том, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны, и катастрофа была подстроена специалистами КГБ, агенты которого принимали активное участие в расследовании произошедшего. До сих пор ходят слухи и о том, что официально объявленная катастрофа — фальсификация властей, а на самом деле Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции на лице помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц, где впоследствии и умер.

    Ряд «исследователей» утверждает, что Гагарин «…сам подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже пожилым человеком». Еще одна версия о так называемом малом «Советском лунном заговоре» содержит обоснования и ряд аргументов в пользу того, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на МиГ-15, а несколькими днями ранее, во время запуска нового секретного космического корабля в рамках программы СССР по освоению Луны.

    Можно много рассуждать об этих версиях. Но подоплека их, как мне кажется, одна. Современникам не хотелось верить, что Гагарин ушел из жизни по какой-то нелепой случайности. Многие из нас не верят в это и сегодня. Ведь герои не умирают. Они уходят к звездам.


    Автор: Владимир Галай-старший, при подготовке использованы материалы сайтов Роскосмоса, www.rian, www.kocmoc.info и другие отрытые источники печати
    Фото: Фотохроника ТАСС
    На фото: На снимках: С. П. Королев и Ю. А. Гагарин; Королев на связи с Гагариным; Гагарин в первые часы после приземления; матери первопроходцев космоса А. Т. Гагарина и М. Н. Баланина


    Код для вставки на сайт или в блог



    РЕДАКЦИЯ: Комментирование данной темы закрыто. Причина: За истечением срока давности.

    Люди комментируют

    Кстати, сегодня позвонили камышане, которые смотрели телепередачу про высадку американцев на Луну. Просили уточнить про «Советский лунный заговор».
    Вот что пишет по этому поводу Википедия. "Согласно одной из версий, СССР мог не поднимать эту тему (имеется в виду имитация полета американцев на Луну), так как имел свои засекреченные неудачи, которые в ответ могли официально предъявить миру США. Среди них — догагаринские и более поздние неудачные пилотируемые полёты, включая «малый советский лунный заговор» — полёт по советской лунно-облётной программе космического корабля «Зонд-4», в ходе которого, согласно теории, на самом деле погиб Гагарин.
    Корабль Л1 к тому времени был испытан несколько раз в автоматическом беспилотном режиме по соображениям секретности под названиями «Космос» (-146, −154 и др.). Выдвигается предположение, что, хотя тестовые запуски и полёты были полностью или частично неуспешными, было принято решение запускать пилотируемый корабль в расчёте на то, что возможные сбои автоматики компенсирует ручным управлением космонавт. В то же время, о том, что полёт проходит в пилотируемом режиме, решили не сообщать до его полного выполнения, поскольку была высока вероятность гибели космонавтов.
    «Зонд-4» успешно стартовал 2 марта 1968 г. на высокоэллиптическую орбиту, но при возвращении к Земле был взорван 7 марта системой самоуничтожения, так как в результате возникших неполадок его траектория посадки вела не на советскую территорию, а в Атлантический океан.
    По мнению сторонников версии, на борту при этом находились Юрий Гагарин и Владимир Серегин. В результате возникших неполадок корабль не смог выполнить поставленную программу и вернуть космонавтов живыми на Землю, из-за чего советским правительством была сфабрикована гибель Гагарина во время тренировочного полета на самолете МиГ-15УТИ".
    В. А. Галай [Гость] @ 06 марта 2011, 18:45

    ‡агрузка...








    Главные новости
    Самое обсуждаемое
    Афиши Камышина
    <Молодое пришло пополнение в сто седьмой истребительный полк.>

    <А я ищу тебя среди толпы И мысль все никак не покидает>

    <Триста дней тишины. Прокатилась какая-то буря/ По просторам Сетей – и умолк, и ослеп Интернет...>