Житель Санкт-Петербурга Ринат Бичурин  в официальном открытом обращении на имя губернатор Волгоградской области, главы города-героя на Волге и Облдумы предложил построить в Волгограде частное наземное метро. Обращение мы публикуем чуть ниже. Со своей стороны отметим, что Ринат выступил с аналогичным предложением ко многим городам нашей страны — в частности, в Саратове вариант наземного метро обсуждается довольно широко. Правда, пока лишь обсуждается... Итак.

Губернатору Волгоградской области Андрею Ивановичу Бочарову.
Главе города Волгоград Виталию Викторовичу Лихачеву.
Депутатам Волгоградской областной Думы.
Депутатам Волгоградской городской Думы.

Открытое обращение.

Прошу разрешить на территории Волгоградской области и города Волгоград создание частного надземного метро.

Резюме.

1. Для решения транспортной проблемы в Волгограде и Волгоградской области требуется построить в короткий срок от 40 км линий метро.

2. В федеральном, региональном и городском бюджетах нет денег на строительство метро в Волгоградском регионе в необходимом объеме.

3. Следует строить во много раз менее затратное надземное метро за счет частного финансирования без участия государственного сектора.

4. Надземный метрополитен должен находиться в частной собственности и управляться частной компанией в виде публичного акционерного общества (ПАО).

В настоящее время в Волгограде существует огромная потребность в строительстве линий метро (массового скоростного внеуличного транспорта).

Существующие виды транспорта в городе не справляются с перевозкой пассажиров.

Статус региональной столицы с населением свыше 1 миллиона человек (с учетом города Волжский и других пригородов - свыше 1,4 млн. человек) позволяет претендовать на развитие современных видов скоростного общественного транспорта.

Ориентируясь по цифрам обеспеченности линиями метро на города развитых стран мира (Лондон, Нью-Йорк и др.) с учетом населенности города следует иметь в Волгограде от 50 км до 150 км линий.

Для минимальной потребности, если ориентироваться на количество жителей в Волгограде, то нужно построить хотя бы 20 км линий метро. Еще лучше будет построить в городе 40 км линий и для области до 40 км.

Следует также учесть развитость в Лондоне, Берлине и Париже сети пригородных и городских пассажирских железных дорог, которые берут на себя существенную часть пассажирских перевозок.

До последнего времени затраты на строительство линий подземного метрополитена в России составляли в среднем около 5 млрд. рублей на 1 км линий.

Сейчас строительные затраты на 1 км тоннелей подземного метрополитена увеличились в 2-3 раза.
Чтобы построить минимальную протяженность подземного метрополитена в 10 км следует потратить от 50 млрд. рублей. При этом следует учесть, что годовой бюджет Волгограда не более 20 млрд.рублей, а Волгоградской области - 100 млрд.рублей.

Федеральные власти объявили о своем дефолте в части пенсионных обязательств перед населением, а также увеличили налогообложение. В федеральном бюджете явно ощущается нехватка денег даже на социальные нужды.

Поэтому невозможно рассчитывать на федеральную финансовую помощь для строительства метрополитена. Кроме того у федерального центра требуют денег на стройки метро власти еще десятка регионов. Ни одна подобная заявка не была удовлетворена.

Даже московский метрополитен строится только за счет бюджета Москвы без участия федерального бюджета.

Бюджет Москвы превышает бюджет Волгограда более, чем в 100 раз, а бюджет Волгоградской области - в 20 раз. Размеры столичного бюджета позволяют выделять мэрии на строительство метрополитена огромные суммы.

Таких трат Волгоградская область и Волгоград не могут себе позволить.

В Волгограде следует решать транспортную проблему за счет частного сектора, то есть метро должно строиться за счет частных инвестиций и находиться в частной собственности.

В связи с длительными сроками окупаемости строительства метрополитена финансирование должно происходить с помощью привлечения акционерного капитала путем создания публичного акционерного общества (ПАО) и продажи акций всем желающим.

Кроме того надо искать менее затратные способы создания массового скоростного внеуличного транспорта. Для этого следует обратиться к мировому опыту систем городского метрополитена.

Во многих странах до 50% линий городского метрополитена, а в некоторых и все 100%, составляют надземные линии на эстакадах.

Затраты на строительство надземного метро в 20 раз меньше, чем на подземный метрополитен. Также надземное метро дешевле в эксплуатации, безопаснее и комфортабельнее для пассажиров. Оно не потребует государственных дотаций и субсидий за время своего существования. Низкие затраты позволят перевозить жителей города по минимальным тарифам.

Надземное метро можно строить быстрым темпом. За несколько лет возможно решить транспортную проблему в Волгограде. При этом без привлечения государственных средств.

Метрополитен во многих странах управляется частными компаниями, а в Аргентине и Японии линии метро были приватизированы и находятся в частной собственности.

Создание параллельной транспортной системы (массового скоростного внеуличного транспорта) в виде частного надземного метро позволит снизит загруженность государственного транспорта и сократить затраты городского бюджета на его содержание, а также снизить нагрузку на коммерческий транспорт.

Частный надземный метрополитен будет приносить налоговые доходы в государственную казну.

Ринат Бичурин,
автор и инициатор проекта создания частного надземного метро в Волгограде (Новое метро Волгограда).