В конце 2018 года глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев представил законопроект о преобразовании унитарных предприятий в Государственной Думе.
Средства массовой информации запестрели заголовками: «План ФАС: ликвидировать унитарные предприятия» и т.п. Поясняя позицию ФАС, Артемьев уточнил, что цель законопроекта заключается вовсе не в том, чтобы убрать ГУПы и МУПы, а в том, чтобы реорганизовать их в более эффективную форму собственности. Причина предложенных действий — проста: по данным ведомства, в стране не произошло значительных сдвигов в сторону оздоровления и развития конкуренции, что проистекает из-за того, что в экономике сохраняются государственно-монополистические тенденции.
ФАС указала на то, что количество унитарных предприятий возросло с 2013 по 2018 годы на 39%. При этом работают абсолютное большинство из них на конкурентных рынках, что «убивает» на конкуренцию и влечет монополизацию. Законопроект уже принят в первом чтении, однако идут согласования.
На днях, 7 марта, после совещания с членами правительства у Дмитрия Медведева глава ФАС вышел к журналистам и вновь актуализировал поднятую перед новым годом тему. Артемьев, в частности, прямо назвал унитарные предприятия «архаичной формой». Он уточнил, что их деятельность должна была быть ограничена ещё в 2002 году, когда вступил в действие ФЗ № 161. На деле, этого не произошло. По словам выступавшего, форма ГУП и МУП создавались в 1990-е годы на очень короткий период.
«Эта система государственных унитарных предприятий очень непрозрачная. По сути, производительность труда там в четыре раза ниже, чем в других организационно-правовых формах — например, в тех же государственных учреждениях или тем более в акционерных обществах», — констатировал Артемьев.
За подобной «непрозрачностью» скрываются крайне негативные факты. Например, не ведение реестра имущества (это имущество часто пропадает, уточнил глава ФАС), а также мимикрирование под хозяйствующие структуры с целью получения напрямую, без всякой конкуренции или торгов, строительных подрядов или земельных участков (которые потом перепродают, по словам главы ФАС).
«Больше половины именно муниципальных унитарных предприятий занимается только перепродажей собственности и арендой собственности, то есть спекуляциями на рынке недвижимости», — сказал Артемьев.
Выход — в новом законе, который предполагает преобразование государственных унитарных предприятий в государственные учреждения и акционерные общества. После переговоров с правительством переходный период увеличен до 2023 года.
«Будет более прозрачная форма, которая позволит делать ту же работу, только лучше, с кратно лучшей производительностью труда, прозрачностью, открытостью, с меньшим коррупционным потенциалом. Надо всё-таки создавать организационно-правовые формы, соответствующие XXI веку, а не к «диким девяностым», из которых «выросли» эти унитарные предприятия», — подчеркнул Артемьев.