XXI век качает права. В последние годы все большей популярностью пользуется всемирная сеть интернет, в которой главные позиции заняли социальные сети. У всех людей, зарегистрированных в социальной сети, есть что-то общее: возраст, интересы, увлечения. К примеру, «Одноклассники» объединили пользователей под флагом школы.
Основным контингентом, появляющимся на этих страницах, стали люди 30–50 лет, которые уже успели соскучиться или давно забыть своих однокашников. Бывшие одноклассники активно участвуют в обсуждениях и голосуют за фотографии. Для кого-то, возможно, подобное выглядит смешным. Однако это только на первый взгляд.
У народа появилась красивая иллюзия
Существует версия, что «Одноклассники» были раскручены мощной рекламной компанией. Но это вряд ли является правдой, потому что реклама не всегда является средством достижения определенной цели. Например, слоган «Найдите дешевле, и мы компенсируем разницу» служит вовсе не для привлечения клиентов. Это способ выявить недобросовестных конкурентов — участников трастовых договоров (когда несколько фирм договариваются о цене на товар и никто из группы, под угрозой штрафа, не может продавать его дешевле). Рынок большой, за каждым продавцом не уследишь, вот компании и ведут мониторинг цен с помощью покупателей, без ведома последних.
Тем временем люди в «Одноклассниках» заинтригованы: может, найду свою первую любовь или школьного товарища, старого учителя или учеников из параллельных классов? У народа появилась красивая иллюзия, что жизнь полностью им подвластна. Они могут видеть своих старых друзей, общаться с коллегами по работе, находить новых. И все это — сидя за компьютером.
Страницы «Одноклассников» дали людям возможность показать себя и посмотреть на других. Теперь женщины могли гордиться своими детьми, выкладывая их фото на сайт, а мужчины — своей должностью, указывая ее в специальной анкете. Эта социальная сеть, действительно, дала людям возможность вспомнить былые времена, поностальгировать и завязать новые знакомства. За менее 5 лет существования «Одноклассников» треть населения страны и других стран знают, знакомы с адресом сети не понаслышке. Ведь, как приятно написать человеку, с которым лет 15 назад сидели за одной партой: «Привет! Как дела?»…
Из истории понятия «социальная сеть»
Некоторые идеи, применяемые для анализа сети, можно найти еще в записях ученых Древней Греции. Однако основное развитие этой области произошло в 1930-х в нескольких различных традиционных областях независимо друг от друга. В частности, Колер (1925) развил теорию обобщенного чувственного образа: работы мозга, акцентируя внимание на структурных моделях мыслей (наблюдение объектов так, как видим: людей, растения и др., потому что наш разум имеет предвзятые концептуальные схемы) и восприятия (процесс поиска знакомого образца).
Морено развивал социометрию, спрашивая людей, кто их друзья, анализировал пути их взаимоотношений, возможности действий и психологического поведения. Им был основан журнал социометрии, который исследовал взаимосвязь между психологическим благосостоянием и "социальными структурами". По его мнению, крупномасштабные социальные явления — такие, как экономика и государство, возникли под воздействием в течение долгого времени мелкомасштабных структур, сформированных моделями дружбы, неприязни и других отношений между людьми. Изобретенная Морено социограмма-диаграмма, состоящая из точек и линий, представляла отношения среди людей, что позволило объяснить такие, доселе смутные понятия, как "социальная структура" или "социальная сеть.
Гайдер работал в области социального восприятия и отношений, развивал теорию равновесия. Он сказал, что сознание ищет равновесие (отсутствие напряженности), пытаясь работать с идеями, которые не находятся в конфликте друг с другом, и к отношениям с другими людьми. Он был особенно обеспокоен ситуацией, когда человек эмоционально близок двум другим людям, которые становятся враждебными друг к другу. Если A нравится B, то A хочет любить и не любить все вещи, которые B любит и не любит. Если B не любит C, то A хочет не любить C, но что, если A и С — друзья? Возникает напряженность, которая должна быть решена. Одно из решений — выбрать, на чьей ты стороне. А может, не любить C. В реальных группах развивается неустойчивость (разбалансированность), потому что не все взаимодействуют одинаково со всеми остальными в одно и тоже время. Но как только неустойчивость проявляется, они начинают действовать, и это приводит к изменениям в структуре группы.
Джеймс Барнс в 1954 году в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшую в сборник «Человеческие отношения», ввёл термин социальная сеть. Он развил и дополнил изобретенный в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм (визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними — в виде линий). На этом подходе основана социометрия — психологический метод для выяснения распределения ролей в коллективе.
Социальные сети Интернета
Социальная сеть — это сообщество в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь производится посредством веб-сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями. Также выделяют социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т. п. При регистрации в социальной сети нужно указать информацию о себе: имя, дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и другое, по которой аккаунт (страницу) пользователя смогут найти другие участники. Различаются открытые и закрытые социальные сети. Отличительная черта социальных сетей — система «друзей» и «групп».
Изначально свободное общение пользователей не было самоцелью. Их назначением было обеспечение деловых задач — информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. С их распространением и развитием, с появлением в сети индивидуальных пользователей, с удешевлением самих коммуникаций и оборудования, общение стало более свободным, и в рамках этих сервисов стали появляться сообщества — группы людей, объединенные общими интересами, среди которых обмен был существенно более активным и протяженным во времени, чем вне их. В этих группах стала формироваться некоторая история обмена — личная и общественная, со временем появились и личные отношения между участниками. Если обратить внимание на социальные сети, которые реализованы в Интернете, можно понять на основе каких понятий они были созданы. Вот наиболее распространенные формы организации общения с помощью веб-технологий:
1. Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить свое сообщение.
2. Форумы. Эта форма общения является развитием идеи телеконференций. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первым сообщением. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение — в ответ на уже написанные. Первоначально форумы появились как усовершенствование гостевых книг и организовывали сообщения в ветви — так же, как и в телеконференциях. Как правило, темы группируются в тематические форумы, управление системой осуществляют администраторы и модераторы. Наиболее развитые форумы начинают обладать первыми признаками социальных сетей — между участниками могут быть установлены социальные связи.
3. Блоги (от англ. web log — web-журнал, web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет собственный журнал — т. е. оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть любыми; самый распространенный подход — это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на эти записи. В этом случае пользователь, помимо возможности вести свой журнал, получает возможность организовывать ленту просмотра — список записей из журналов "друзей" (friends), регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам. На базе таких систем создаются сообщества — журналы, которые ведутся коллективно. В таком сообществе его членом может быть размещено любое сообщение по направлению деятельности сообщества. С развитием этих форм общения стали образовываться социальные сети — т. е. совокупности участников, объединенных не только средой общения, но и с явно установленными связями между собой.
Веб-сайт первой социальной сети Classmates.com был открыт для посетителей в 1995 году Рэнди Конрадом, владельцем компании Classmates Online, Inc. Веб-сайт помогал зарегистрированным пользователям находить и поддерживать связь с друзьями и знакомыми, с теми с кем человек имел дело в течение всей своей жизни — в детском саду, школе, вузе, на работе или находясь на военной службе. Сейчас в сети Classmates.com зарегистрировано более 40 миллионов активных пользователей из США и Канады.
«За» и «против»
Что же всё-таки дают нам социальные сети? За что мы любим их? Почему это становится нашей жизнью, а не средством общения? Почему виртуальный мир вытесняет живое общение из нашей жизни? Причин для этого невероятное множество.
В России пользователи интернета больше всего в мире проводят времени в социальных сетях. Основной интерес: общение с друзьями, коллегами, единомышленниками, поиск утраченных контактов в лице родственников, бывших одноклассников, однокашников, коллег, а также поиск работы. Хотя, как показало исследование superjob.ru по мнению большинства представителей российских компаний (74%), эффективность поиска персонала на подобных порталах близка к нулю, поэтому они не считают нужным задействовать их в своей работе. 14% из опрошенных ищут кандидатов в социальных сетях. Почти столько же (12 %) проверяют кандидатов через социальные сети.
Многие из пользователей зарегистрированы в нескольких социальных сетях и знают друг о друге все. К тому же общение через интернет помогает преодолеть некий психологический барьер: отправить сообщение проще, чем заставить себя заговорить с человеком, или даже позвонить. Это касается и знакомств, написать в комментарии что-то вроде: «Ты супер!», «Вау!» и т. п. общение началось, а там можно договориться о свидании! Знакомства и флирт — веская причина популярности социальных сетей.
Ещё один «плюс» в повышении своего социального статуса, вступая в группы и сообщества, пользователь становится кем-то, тем, "кто любит интеллектуальные игры", или тем, "кто любит и уважает шансон". К тому же здесь стираются границы города, страны, теперь весь мир может узнать о нём. Выкладывая свое видео на youTube, он уже становится сам себе СМИ, написав блог в ЖЖ или, как вариант, в Twitter, он чувствует себя журналистом!
Есть ещё положительные стороны, существуют профессиональные социальные сети, где профессионалы обмениваются опытом, общаются на профессиональные темы.
Так за что же социальные сети не любить?
Но, есть множество источников, которые нам очень убедительно сообщают, что социальные сети нам вредят. Они могут нанести серьезный вред, если не придерживаться определенных правил.
Первое правило. Не выкладывать исчерпывающую информацию о себе. Указывать как можно меньше информации, такой как: паспортные данные, семейного положения и места работы, и заканчивая личными интересами и предпочтениями, не говоря уже о своих фотографиях в самых неестественных позах и в не самом трезвом виде. Помните "Все, что вы скажете, может быть использовано против вас…"
Неизвестно, насколько правдива информация о том, что государственные службы используют социальные сети для составления досье на рядовых граждан.
В последнее время Facebook часто упоминался в прессе в связи с нарушениями политики конфиденциальности частных лиц. Согласно сообщению Ars Technica, в этом деле обнаружена очередная проблема: когда вы удаляете фотографию из Facebook, вы предполагаете, что она физически удаляется с серверов Facebook, ведь так? Как обнаружили в Ars Technica, в действительности этого не происходит. Если вы не хотите, чтобы кто угодно увидел ваши фотографии, не загружайте их. Даже при том, что вы можете удалить фотографию — любой может получить доступ к ней по прямой ссылке неопределенное количество времени. Ведь, как известно, попав однажды в интернет, информация останется в нем НАВСЕГДА. Более чем исчерпывающая информация о себе может навредить также вашей карьере и возможности получить работу.
Второе правило. Интернет съедает ваше время, поэтому следите за временем, проведенным в сети. Психологи отметили отрицательное влияние социальных сетей на здоровье, как физическое, так и психологическое. От недостатка живого общения, понижается иммунитет, могут развиться сердечно-сосудистые заболевания и даже рак, как утверждают британские ученые. Зависимость от интерактивных ресурсов намного сильнее, чем от обычных компьютерных игр, а время, потраченное на посещение страничек друзей, выкладывая и комментируя фотографии, просто общаясь, намного больше того, которое можно потратить на игру. А играть в социальных сетях можно сутками. Не дайте социальным сетям убивать себя и свое драгоценное время! На проверку почты, ответы на входящие сообщения достаточно одного часа в день, остальное время лучше уделить своей семье, старым невиртуальным друзьям.
Правило третье. Не теряйте связи с внешним миром, звоните родным, друзьям, посещайте театры. И не увлекайтесь виртуальным общением, иначе можно начать воспринимать себя через отзывы других людей, судорожно ожидая комментариев на вновь выложенное фото, и ещё больше мучаясь от того, что их нет.
Правило четвёртое. Следите за детьми, ведь их тоже затягивает. А если учесть несформированное мировоззрение, незрелое мышление это может обернуться бедой. К тому же дети меньше гуляют и общаются «вживую». Развитие происходит не так, как заложено природой. Психологи и неврологи утверждают, что социальные сети способны необратимо изменить мозг, превратить их в поколение с рассеянным вниманием.