Камышинская земля шумит.

Жители города и района массово приезжают в главный офис кредитного потребительского кооператива «Честь», чтобы разобраться в ситуации. Офисов на данный момент открыто два: на улице Пролетарской (центральный) и на улице Мира (допофис). В селах Камышинского района допофисы закрыты, вследствие чего селяне-пайщики также рвутся в город.

Более того, в селах, где нет даже отделения Сбербанка, многие люди получали пенсии через КПК «Честь». Часть полученного откладывали на «черный день». Куда? В ту же «Честь», под проценты, чтобы деньги не обесценились. Кто-то накопил 100 тысяч, а кто-то — в 3-5 раз больше.

Деньги не выдают

На месте, в Камышине, выясняется: денег не выдают с 3 июня. Но можно написать заявление и получить их после оговоренного срока. В самом центральном офисе многолюдно, но довольно спокойно. Этому в немалой степени способствует наличие в здании офиса Росгвардии и присутствие сотрудника этого ведомства.

Уже за дверьми (и далее — за огороженной территорией) народ собирается группами. Люди обозлены и не скрывают этого. Идет сбор подписей к обращениям, петициям, жалобам и исковым заявлениям в сду. Корреспонденту ИНФОКАМа пришлось выслушать не самые лестные слова, направленные в адрес КПК.

В редакции также постоянно раздаются звонки, приходят письма на e-mail. Вопрос, собственно, один: «Почему не пишете об этом?!».

Как редактор я, возможно, занял не самую верную, но, на мой взгляд, справедливую позицию. Неверную, потому что я отвечал вопросом на вопрос: «О чем писать?..».

Знают ли в редакции, что происходит? Конечно. Причем отслеживали ситуацию совместно с пайщиками, которые подали заявления в суд. Таковые заявления поступили еще в 2017-2018 годах. Решения судов можно очертить фразой: КПК — прав, пайщик — нет.

Эту же фраза иногда, в кулуарах, не для прессы и офицальной озвучки, произносилась довольно часто: «Вы же, во-первых, подписали договор, а во-вторых, стали пайщиком, дав согласие соблюдать Устав КПК. Вы должны были знать, что подписываете!».

Последнее судебное разбирательство прошло недавно. Группа пайщиков наняла юриста, он выступал профессионально. Но вердикт оказался тем же: истина на стороне КПК. Так стило ли писать такую статью, в которой подспудно сквозила бы мысль: в суд даже не суйтесь, все дела проиграны… На мой взгляд, нет.

Между тем, ситуация накаляется. Не хотелось бы услышать обвинение в панических настроениях, но пайщиков у КПК «Честь» — не тысяча и не 10 тысяч. А куда больше. Они массово идут в прокуратуру, пишут письма в местную администрацию и губернатору. Наша редакция также запросила несколько комментариев у официальных лиц на местном уровне. Надеемся, к понедельнику-вторнику они будут.

Комментарий эксперта

Согласился дать комментарий и совершенно сторонний для Камышина человек — кандидат юридических наук, руководитель общественной организации «Кредитный правозащитник» Михаил Алексеев. Приводим его комментарий для infokam.su полностью...

...Кооператив «Честь» изначально не являлся пирамидой в классическом проявлении. То есть целью его создания не было «пропылесосить» вклады населения и кануть в Лету. Деньги вкладчиков (по крайней мере, какая-то часть) «инвестировались» в займы населения.

Мы уже много лет ведем сплошной мониторинг подобных структур. Могу сказать, что «Честь» отличалась достаточно жесткой позицией к должникам, довзыскивали деньги по несколько раз, в Камышинском городском суде редко когда требования кооператива к заемщикам могли быть снижены в силу несоразмерности.

На этом хорошие новости для пайщиков у меня закончились. Кто пока не готов к принятию того факта, что начался необратимый процесс для кооператива, могут дальше не читать.

Тем, кто в раздумьях, сходите в библиотеку или зайдите в интернет: поищите такие названия, как: кооператив «Диамант», Волгоградский фонд сбережений, «Равенстсво. Гарантия. Стабильность», «Росгражданкредит», СПО «Камышинское»… Это только то, что касается Волгоградской области, и то, что самое громкое… Десятки кооперативов, которые привлекаются деньги вкладчиков, «лопаются» по всей стране. Недалеко от Камышина — город Балаково Саратовский области… И свой кооператив, который «лопнул» около трех с лишним лет назад, и до сих пор никто ничего не получил…

Самара — «Самарский кредитный центр»… Список можно продолжать бесконечно. И результат один. Всегда.

Да, если вам до сих пор не верится и нужно еще раз объяснить: в арбитражном суде Волгоградской области зарегистрировано дело А12-16356/2019 — КПК «Честь» против Центрального банка РФ. «Честь» пытается оспорить предписание Центрального Банка России, которое было вынесено в феврале 2019 года.

Обычно речь идет о предписаниях в виде запрета принимать денежные средства населения. Странно, но кооператив решил обжаловать его только через три месяца… И то заявление было оставлено без движения из-за недостатков. Что делало руководство кооператива с момента получения такого предписания — большой вопрос.

После этого случился, что называется, «кассовый разрыв»… И теперь - порассуждайте с позиции руководства кооператива, сами сделайте выводы. Представьте, нужно отдать людям 100 000 000 рублей, а у вас намечается только 30 000 000 рублей в текущем месяце. И то, люди начинают придерживать деньги и не отдавать, так как наслышаны о проблемах.

Что-то продать? Так быстро и кому? Нет таких людей, да и побоятся покупать, зная о проблемах и возможном банкротстве.

Что еще? Начать принимать деньги у населения под еще больший процент. Но на это, скорее всего, есть запрет ЦБ РФ. Да и так много сразу не соберешь, люди уже наслышаны, принимать деньги у них, вешать на себя статью.

Еще варианты? Основателям кооператива вложить свои деньги… Если они у них есть. И если не думать о том, что в следующем месяце, люди снова придут забирать деньги и снова будет «кассовый разрыв»…

Отдавать все заначки, учитывая, что кооператив все равно «лопнет»? Руководство, я думаю, люди прагматичные и не настолько инфантильны.

Что в таком случае можно сделать из реального? Из реального: пока никто не прознал, «вытащить» деньги из кооператива и раздать их пайщикам «не отдать, которым нельзя». А обычный народ… Ну, все знали, что шли на риск…