В России принята государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий». Она стартовала в 2020 году. Главная цель обозначена в процентах: сохранить количество сельских жителей на уровне не менее 25,3%. До 2025 года планируется закрепить этот показатель.

Для этого предполагается увеличить средний доход сельчан до 80% (от доходов горожан), а также повысить количество благоустроенного жилья в селах, хуторах и станицах. Причем до уровня 50%. Делаться это будет капитальными финансовыми вложениями. Но хватит ли денег — вопрос…

Простой пример — деревня Терновка в Камышинском районе Волгоградской области. Еще в годы СССР для сельчан здесь начали строить двухэтажные многоквартирные дома. Аналогичная программа реализовывалась по всей стране. Считалось, что сельский житель должен обрести городской комфорт, а «все эти: коровы, курятники, хозяйство» — уйдут в прошлое.

Двухэтажки прекрасно видно с дороги до сих пор. Только значительная часть из квартир пустует. Что это означает для многоквартирного дома, понятно без слов. Начинается разруха, в пустующих помещениях обретаются асоциальные элементы и т.д.

Время само поставило социальный диагноз для села: если хочешь выжить, то тебе не в квартиру надо, а в дом, где, как указано выше, «коровы, курятники хозяйство». Потому что рабочих мест — минимум, а жить надо.

И вроде бы хорошее заявление про увеличение среднего дохода сельчан. Только за какие должности его платить? Да, в селах остались школы, какие-никакие учреждения, где-то — детские сады, ФАПы. Но все сельские жители не могут быть сотрудниками учреждений. Нужна работа на земле. А с этим — беда.

В качестве мер поддержки предусмотрено предоставление субсидий сельчанам на строительство или приобретение жилья, расширение использования механизмов льготной ипотеки и софинансирование строительства жилья, предоставляемого гражданам по договору найма. Обещают, что при подготовке квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса государство будет компенсировать до 30% расходов предприятий, направленных на обучение студентов в аграрных вузах страны по целевым договорам.

Последнее уже проходили лет 25 назад, только колхозы, превращенные в агрофирмы, разорились. Кто теперь направит выпускника в аграрный вуз и будет платить за его обучение?