27 марта 1968 года мир узнал о страшной трагедии — гибели первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Прошло 53 года, а завеса тайны вокруг этого трагического события до сих пор не рассеялась. Со временем появляются все новые и новые версии причин этой катастрофы...
Сегодня наиболее интересных из них я (на правах ведущего рубрики) предлагаю читателям Инфокама. Выбор автора материала не случаен. Данная публикация принадлежит перу смоленского журналиста Николая Кеженова. В прошлом мы работали с ним в газете «Красное знамя», выходившей на родине первого космонавта. Его отличительной чертой всегда была дотошность при сборе материала и творческое осмысление фактов и предположений. Мне кажется, не изменил он этому правилу и при подготовке данной статьи, опубликованной в газете «Рабочий путь».
Все новое — это хорошо забытое старое...
Очередная точка зрения о причинах гибели космонавта номер один недавно появилась в британской прессе. Ее авторы считают, что во время полета на учебном истребителе МиГ-15УТИ, пилотируемом Гагариным и летчиком-инструктором Серегиным, произошла разгерметизация кабины самолета из-за незакрытого вентиляционного крана. После этого, следуя инструкции, летчики начали резкое снижение, но, неверно оценив ситуацию, ввели самолет в крутое пике. Оба потеряли сознание, самолет врезался в землю и взорвался.
По сути, англичане подхватили версию Игоря Кузнецова — бывшего сотрудника НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники, полковника ВВС в отставке. Он первый предположил, что в самолете мог остаться полуоткрытым один из вентиляционных кранов. Нарушение герметичности кабины пилоты обнаружили только на высоте 3-4 тысяч метров. После этого они попытались резко снизиться до рекомендованного инструкцией уровня в две тысячи метров, однако быстрый перепад давления вызвал у них потерю сознания.
По этому поводу известный историк авиации Николай Якубович заявил, что есть огромный опыт Великой Отечественной войны и войны в Корее, позволяющий сделать противоположный вывод. Летчики, выполнявшие подобные пикирования с высокими скоростями, даже находясь в самолетах с негерметичными кабинами, не теряли сознание и контроль над самолетами. По его мнению, Гагарин и Серегин попали в многоярусную облачность и не смогли правильно сориентироваться в пространстве. «Самолет старый, поэтому, скорее всего, эта трагедия — дело случая. Если бы там не было Гагарина, никто бы сейчас и не вспомнил о катастрофе», — считает специалист. Он отмечает: потери ориентации в пространстве у летчиков во время сильной облачности на истребителях МиГ-15 и МиГ-17 случались нередко и порой приводили к трагедиям. В документах Министерства авиапромышленности начала 50-х годов зафиксировано несколько подобных случаев.
Этот же авторитетный эксперт отвергает версию, что самолет с Гагариным мог попасть в вихревой след от другого самолета, из-за чего перевернулся и начал падать. «Опыты попадания самолета в путный след проводились неоднократно, но не приводили к опрокидыванию самолета», — напоминает Якубович. Правда, есть и другие факты, опровергающие это мнение.
Всему виной сердечный приступ?
Довольно часто при обсуждении проблемы всплывает версия бывшего начальника Центра подготовки космонавтов Н. Ф. Кузнецова. По его свидетельству, Серегину в те годы нездоровилось, он жаловался на сердечные боли. В последнем полете во время выполнения виражей ему опять стало плохо, очевидно, вновь случился сердечный приступ. Летчик расстегнул ремни кресла и парашюта. Гагарин, выполняя вираж, не сразу заметил состояние своего инструктора, а тот свалился на ручку управления. Первый космонавт не бросил друга в беде и боролся до конца. Почти десять минут он ходил кругами над деревней Новоселово, что в Киржачском районе Владимирской области. Когда шансов на спасение уже не оставалось, космонавт погиб вместе с инструктором.
Впрочем, информацию о плохом самочувствии Серегина опровергали Герман Титов, Алексей Леонов и другие космонавты. В чем-то совпадает с мнением Николая Якубовича версия летчика-космонавта Владимира Аксенова, который вместе с Юрием Гагариным проходил 27 марта 1968 года предполетное медобследование, но полетел на другом самолете. Он уверен: экипаж Гагарина и Серегина совершил ошибку в сложных метеоусловиях и не сориентировался в обстановке, что и привело к трагической развязке. Аксенов уточняет: метеоусловия в тот день были весьма сложными, но вполне приемлемыми для выполнения летных заданий.
Подвела техника?
Кандидат военных наук В. Дудин считает, что к трагическому исходу последнего полета Гагарина и Серегина привели несколько причин. Главная — самолет МиГ-15УТИ был далеко не идеальным с точки зрения его устойчивости в воздухе. В документах по его испытанию; а затем в многочисленных актах расследования катастроф и аварий систематически отмечались неустойчивость по крену и предрасположенность к самопроизвольному сваливанию в штопор. Особенно, когда под крыльями размещались дополнительные топливные баки, ухудшавшие аэродинамику самолета. Как раз такие баки и подвешивались на «спарке» Гагарина. Вывод подобного самолета из штопора получался далеко не у всех летчиков, точнее, у многих не получался.
И не случайно, по данным «Российской газеты», за пятнадцать лет наиболее активной эксплуатации МиГ-15УТИ (с 1965 по 1979 год) с этим летательным аппаратом произошло 99 авиационных происшествий: 25 аварий и 74 катастрофы с гибелью людей. Только в 1967 году, всего за год до трагедии Гагарина — Серегина, отмечено 11 авиационных происшествий, в том числе пять катастроф. В 1968–1974 гг. ежегодно наблюдалось 5-6 трагических исходов на учебно-тренировочных «спарках».
Слухи и домыслы
Существует немало версий (на уровне домыслов и слухов), противоречащих официальным источникам. К примеру, не перевелись у нас «знатоки», пытающиеся доказать: пилоты перед полетом пили водку. А, когда их якобы не пускали на взлетную полосу, Гагарин повысил на подчиненных голос. Эта «народная» молва легко опровергается: при медицинском исследовании алкоголь в организме членов экипажа не обнаружили.
Кое-кто заявляет, что у Гагарина был конфликт с высшим руководством страны, хотя абсолютно никаких доказательств этой версии не существует. Другие распространяют нелепый слух, мол, первый космонавт сам подстроил катастрофу, сымитировав свою гибель. А после случившегося еще много лет прожил под чужим именем в одном из поселков Оренбургской области, где и погиб на охоте из-за несчастного случая.
Ходит в народе и другая — конспирологическая версия о «советском лунном» заговоре. Согласно ей Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на учебном самолете, а несколькими днями раньше — на новом космическом корабле, запущенном на Луну.
По-прежнему муссируются слухи и о столкновении самолета со стаей птиц или с воздушным шаром-зондом. Поговаривают даже и о том, что в «спарку» попала ракета, запущенная кем-то с земли.
Официальные же выводы специально созданной государственной комиссии таковы: экипаж из-за изменившейся в полете воздушной обстановки (подробности не указаны) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пилоты пытались вывести машину в горизонтальный полет, но столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.
Кстати, многие специалисты отмечают серьезные нарушения в планировании полета, неудовлетворительную организацию радиолокационного слежения и неисправность части оборудования. Вот почему профессор Военно-воздушной академии С. М. Белоцерковский и генерал Н. П. Каманин обвиняют генерала Н. Ф. Кузнецова в том, что в той сложной ситуации он мог и должен был отменить полет Гагарина и Серегина. Но он этого не сделал.
Истина где-то рядом
Сегодня, как считает большинство экспертов, наиболее близка к истине версия летчика-космонавта России Алексея Леонова, который был членом правительственной комиссии и опирался на исследования профессора С. М. Белоцерковского.
У автора этих строк хранится диктофонная запись выступления космонавта на Гагаринских чтениях в 2008 году. Проясняя ситуацию, Алексей Леонов сообщил: в день авиакатастрофы на аэродроме «Чкаловский» почему-то не работали локаторы высоты и азимута. Одновременно с полетом Гагарина и Серегина в этом же районе поднимался в воздух с аэродрома «Жуковский» истребитель СУ-15. Ему отводилась высота 10-12 тысяч метров. Опускаться ниже летчик просто не имел права.
В тот же день в районе города Киржач Владимирской области находилась «лунная группа» космонавтов во главе с Леоновым, совершавшая тренировочные прыжки на парашютах. Неожиданно они услышали взрыв, а потом характерный хлопок, обычно возникающий при переходе самолета на сверхзвуковую скорость. Интервал между двумя звуковыми эффектами составил 1,5–2 секунды. В дальнейшем этот факт для следствия окажется очень важным.
Алексей Леонов на вертолете полетел сначала на аэродром «Чкаловский» и, узнав, что самолет Гагарина не отвечает, направил винтокрылую машину в сторону деревни Новоселово. Там и увидел следы катастрофы.
Вскоре нашли останки Серегина, а от Гагарина — только планшет и портмоне. При этом подумали, что он катапультировался и потерялся. Однако утром обнаружили и останки Юрия Алексеевича, его кожаную куртку и все остальное. Стало ясно: Гагарина больше нет в живых.
Алексей Леонов считает виновником трагедии самолет СУ-15, пилот которого нарушил запрет и с высоты 12 тысяч метров опустился ниже, а затем включил форсаж и ушел на свой аэродром. В условиях плохой видимости он просто не мог видеть самолет МиГ-15УТИ. Мощным потоком реактивной струи самолет Гагарина и Серегина перевернуло. Дальнейшее известно.
В ответ на возражения тех, кто утверждает, будто реактивная струя не может перевернуть другой самолет, Леонов привел такой пример. В ноябре того же 1968 года в Алма-Ате самолет ЯК-42, не выдержав дистанцию, взлетел на 30 секунд позже ИЛ-76, и его буквально перевернуло. И он упал на землю... Версию Леонова проверили с помощью компьютера, и все подтвердилось. Настораживает, что до сих пор никто открыто не назвал фамилию летчика, пилотировавшего СУ-15.
Время открыть секреты
После гибели Гагарина в Советском Союзе был общенациональный траур. В истории страны это первый случай, когда его объявили в связи со смертью человека, не являвшегося действующим главой государства. Известно также: перед полетом в космос Юрий Гагарин на всякий случай написал прощальное письмо. Долгое время родные и близкие Героя не знали о нем. И только после катастрофы под Киржачем письмо вручили Валентине Гагариной — супруге первого космонавта.
А между тем на страницах периодики и в Сети не прекращается появление новых версий гибели Колумба Вселенной. И справедливо считает Николай Якубович: если открыть исследователям доступ к засекреченным документам, касающимся исследования гибели Гагарина, то прекратятся всякого рода спекуляции о причинах трагедии. Но до сих пор архивные документы не обнародованы и обломки самолета, на котором совершили последний полет Гагарин и Серегин, по-прежнему скрыты от любопытных взоров в одном из секретных НИИ Министерства обороны.
Николай Кеженов.
«Выпьем горькое вино за помин души...»
В моем архиве много фотографий, свидетельствующих о трепетном отношении российских космонавтов к памяти своего первого командира.
Достаточно сказать, что по инициативе А. А. Леонова на родине Юрия Гагарина в течение последних тридцати восьми лет регулярно проводятся общественно-научные чтения, посвященные памяти первого космонавта нашей планеты. Примечательная деталь, 9 марта в гости к смолянам приезжают не только убеленные сединами космонавты, начинавшие свой путь вместе с Юрием Алексеевичем, но и те, кому еще только предстоит преодолеть земное притяжение. Именно в родной деревне космонавта Клушино я и встретился в первый раз с будущим пилотом корабля «Союз Т-2» Юрием Васильевичем Малышевым.
К сожалению, раньше времени уходят из жизни и близкие друзья первого космонавта. Казалось бы, только недавно на встрече со смолянами Алексей Архипович Леонов заметил, что из первого отряда космонавтов в живых остались только четверо. Но, несмотря на состояние здоровья трое из них вновь приехали к землякам Гагарина. А теперь и он ушел в мир иной...
Но сегодня, я уверен в этом, множество людей придут к памятному знаку на месте гибели Гагарина и Серегина. Также как и все эти годы, к обелиску вновь будут возложены живые цветы, символизирующие неувядаемую память о настоящих героях нашей страны.