27 марта 1968 года мир узнал о страшной трагедии — гибели первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Прошло 53 года, а завеса тайны вокруг этого трагического события до сих пор не рассеялась. Со временем появляются все новые и новые версии причин этой катастрофы...

Сегодня наиболее интересных из них я (на правах ведущего рубрики) предлагаю читателям Инфокама. Выбор автора материала не случаен. Данная публикация принадлежит перу смоленского журналиста Николая Кеженова. В прошлом мы работали с ним в газете «Красное знамя», выходившей на родине первого космонавта. Его отличительной чертой всегда была дотошность при сборе материала и творческое осмысление фактов и предположений. Мне кажется, не изменил он этому правилу и при подготовке данной статьи, опубликованной в газете «Рабочий путь».

На месте гибели Гагарина и Серегина
На месте гибели Гагарина и Серегина

Все новое — это хорошо забытое старое...

Очередная точка зрения о причи­нах гибели космонавта номер один недавно появилась в британской прессе. Ее авторы считают, что во время полета на учебном истреби­теле МиГ-15УТИ, пилотируемом Гагариным и летчиком-инструктором Серегиным, произошла разгерметизация кабины самолета из-за не­закрытого вентиляционного крана. После этого, следуя инструкции, летчики начали резкое снижение, но, неверно оценив ситуацию, ввели самолет в крутое пике. Оба потеряли сознание, самолет врезался в землю и взорвался.

По сути, англичане подхватили версию Игоря Кузнецова — бывше­го сотрудника НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники, полковника ВВС в отставке. Он первый предположил, что в само­лете мог остаться полуоткрытым один из вентиляционных кранов. Нарушение герметичности кабины пилоты обнаружили только на вы­соте 3-4 тысяч метров. После этого они попытались резко снизиться до рекомендованного инструкцией уровня в две тысячи метров, однако быстрый перепад давления вызвал у них потерю сознания.

По этому поводу известный историк авиации Николай Якубович заявил, что есть огромный опыт Великой Оте­чественной войны и войны в Корее, позволяющий сделать противополож­ный вывод. Летчики, выполнявшие подобные пикирования с высокими ско­ростями, даже находясь в самолетах с негерметичными кабинами, не теряли сознание и контроль над самолетами. По его мнению, Гагарин и Серегин по­пали в многоярусную облачность и не смогли правильно сориентироваться в пространстве. «Самолет старый, поэтому, скорее всего, эта трагедия — дело случая. Если бы там не было Га­гарина, никто бы сейчас и не вспомнил о катастрофе», — считает специалист. Он отмечает: потери ориентации в про­странстве у летчиков во время сильной облачности на истребителях МиГ-15 и МиГ-17 случались нередко и порой приводили к трагедиям. В документах Министерства авиапромышленности начала 50-х годов зафиксировано не­сколько подобных случаев.

Этот же авторитетный эксперт отвергает версию, что самолет с Гагариным мог попасть в вихревой след от другого самолета, из-за чего перевернулся и начал падать. «Опы­ты попадания самолета в путный след проводились неоднократно, но не приводили к опрокидыванию самолета», — напоминает Якубович. Правда, есть и другие факты, опро­вергающие это мнение.

Всему виной сердечный приступ?

Довольно часто при обсуждении проблемы всплывает версия бывше­го начальника Центра подготовки космонавтов Н. Ф. Кузнецова. По его свидетельству, Серегину в те годы нездоровилось, он жаловался на сердечные боли. В последнем полете во время выполнения виражей ему опять стало плохо, очевидно, вновь случился сердечный приступ. Летчик расстегнул ремни кресла и парашюта. Гагарин, выполняя вираж, не сразу за­метил состояние своего инструктора, а тот свалился на ручку управления. Первый космонавт не бросил друга в беде и боролся до конца. Почти десять минут он ходил кругами над деревней Новоселово, что в Киржачском районе Владимирской области. Когда шансов на спасение уже не оставалось, кос­монавт погиб вместе с инструктором.

Впрочем, информацию о плохом самочувствии Серегина опровергали Герман Титов, Алексей Леонов и дру­гие космонавты. В чем-то совпадает с мнением Николая Якубовича вер­сия летчика-космонавта Владимира Аксенова, который вместе с Юрием Гагариным проходил 27 марта 1968 года предполетное медобследование, но полетел на другом самолете. Он уверен: экипаж Гагарина и Серегина совершил ошибку в сложных ме­теоусловиях и не сориентировался в обстановке, что и привело к траги­ческой развязке. Аксенов уточняет: метеоусловия в тот день были весьма сложными, но вполне приемлемыми для выполнения летных заданий.

Подвела техника?

Кандидат военных наук В. Дудин считает, что к трагическому исходу последнего полета Гагарина и Се­регина привели несколько причин. Главная — самолет МиГ-15УТИ был далеко не идеальным с точки зрения его устойчивости в воздухе. В до­кументах по его испытанию; а затем в многочисленных актах расследо­вания катастроф и аварий система­тически отмечались неустойчивость по крену и предрасположенность к самопроизвольному сваливанию в штопор. Особенно, когда под кры­льями размещались дополнительные топливные баки, ухудшавшие аэро­динамику самолета. Как раз такие баки и подвешивались на «спарке» Гагарина. Вывод подобного само­лета из штопора получался далеко не у всех летчиков, точнее, у многих не получался.

И не случайно, по данным «Рос­сийской газеты», за пятнадцать лет наиболее активной эксплуатации МиГ-15УТИ (с 1965 по 1979 год) с этим летательным аппаратом произо­шло 99 авиационных происшествий: 25 аварий и 74 катастрофы с гибелью людей. Только в 1967 году, всего за год до трагедии Гагарина — Серегина, отмечено 11 авиационных происше­ствий, в том числе пять катастроф. В 1968–1974 гг. ежегодно наблю­далось 5-6 трагических исходов на учебно-тренировочных «спарках».

Слухи и домыслы

Существует немало версий (на уровне домыслов и слухов), противоречащих официальным ис­точникам. К примеру, не перевелись у нас «знатоки», пытающиеся до­казать: пилоты перед полетом пили водку. А, когда их якобы не пускали на взлетную полосу, Гагарин повы­сил на подчиненных голос. Эта «на­родная» молва легко опровергается: при медицинском исследовании ал­коголь в организме членов экипажа не обнаружили.

Кое-кто заявляет, что у Гагарина был конфликт с высшим руководством страны, хотя абсолютно никаких дока­зательств этой версии не существует. Другие распространяют нелепый слух, мол, первый космонавт сам подстро­ил катастрофу, сымитировав свою гибель. А после случившегося еще много лет прожил под чужим именем в одном из поселков Оренбургской области, где и погиб на охоте из-за несчастного случая.

Ходит в народе и другая — конспирологическая версия о «советском лунном» заговоре. Согласно ей Гага­рин погиб не в ходе тренировочного полета на учебном самолете, а не­сколькими днями раньше — на новом космическом корабле, запущенном на Луну.

По-прежнему муссируются слухи и о столкновении самолета со ста­ей птиц или с воздушным шаром-зондом. Поговаривают даже и о том, что в «спарку» попала ракета, запущенная кем-то с земли.

Официальные же выводы специ­ально созданной государственной комиссии таковы: экипаж из-за из­менившейся в полете воздушной об­становки (подробности не указаны) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пилоты пытались вывести машину в горизонтальный полет, но столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.

Кстати, многие специалисты от­мечают серьезные нарушения в планировании полета, неудовлетво­рительную организацию радиолока­ционного слежения и неисправность части оборудования. Вот почему профессор Военно-воздушной ака­демии С. М. Белоцерковский и гене­рал Н. П. Каманин обвиняют генерала Н. Ф. Кузнецова в том, что в той слож­ной ситуации он мог и должен был отменить полет Гагарина и Серегина. Но он этого не сделал.

Истина где-то рядом

Сегодня, как считает большинство экспертов, наиболее близка к истине версия летчика-космонавта России Алексея Леонова, который был чле­ном правительственной комиссии и опирался на исследования профес­сора С. М. Белоцерковского.

У автора этих строк хранится диктофонная запись выступления космонавта на Гагаринских чтениях в 2008 году. Проясняя ситуацию, Алексей Леонов сообщил: в день авиакатастрофы на аэродроме «Чкаловский» почему-то не работали локаторы высоты и азимута. Одновременно с полетом Гагарина и Серегина в этом же районе поднимался в воздух с аэродрома «Жуковский» истребитель СУ-15. Ему отводилась высота 10-12 тысяч метров. Опускаться ниже летчик про­сто не имел права.

В тот же день в районе города Киржач Владимирской области на­ходилась «лунная группа» космонавтов во главе с Леоновым, совершавшая тренировочные прыжки на пара­шютах. Неожиданно они услышали взрыв, а потом характерный хлопок, обычно возникающий при переходе самолета на сверхзвуковую скорость. Интервал между двумя звуковыми эффектами составил 1,5–2 секунды. В дальнейшем этот факт для след­ствия окажется очень важным.

Алексей Леонов на вертолете по­летел сначала на аэродром «Чкаловский» и, узнав, что самолет Гагарина не отвечает, направил винтокрылую машину в сторону деревни Новосело­во. Там и увидел следы катастрофы.

Вскоре нашли останки Серегина, а от Гагарина — только планшет и портмоне. При этом подумали, что он катапультировался и потерялся. Однако утром обнаружили и останки Юрия Алексеевича, его кожаную куртку и все остальное. Стало ясно: Гагарина больше нет в живых.

Алексей Леонов считает виновни­ком трагедии самолет СУ-15, пилот которого нарушил запрет и с высоты 12 тысяч метров опустился ниже, а затем включил форсаж и ушел на свой аэродром. В условиях плохой видимости он просто не мог видеть самолет МиГ-15УТИ. Мощным по­током реактивной струи самолет Гагарина и Серегина перевернуло. Дальнейшее известно.

В ответ на возражения тех, кто утверждает, будто реактивная струя не может перевернуть другой само­лет, Леонов привел такой пример. В ноябре того же 1968 года в Алма-Ате самолет ЯК-42, не выдержав дистанцию, взлетел на 30 секунд позже ИЛ-76, и его буквально пере­вернуло. И он упал на землю... Вер­сию Леонова проверили с помощью компьютера, и все подтвердилось. Настораживает, что до сих пор никто открыто не назвал фамилию летчика, пилотировавшего СУ-15.

Время открыть секреты

После гибели Гагарина в Совет­ском Союзе был общенациональный траур. В истории страны это первый случай, когда его объявили в связи со смертью человека, не являвшего­ся действующим главой государства. Известно также: перед полетом в космос Юрий Гагарин на всякий случай написал прощальное письмо. Долгое время родные и близкие Ге­роя не знали о нем. И только после катастрофы под Киржачем письмо вручили Валентине Гагариной — су­пруге первого космонавта.

А между тем на страницах перио­дики и в Сети не прекращается появ­ление новых версий гибели Колумба Вселенной. И справедливо считает Николай Якубович: если открыть ис­следователям доступ к засекреченным документам, касающимся исследования гибели Гагарина, то прекратятся всякого рода спекуляции о причинах трагедии. Но до сих пор архивные до­кументы не обнародованы и обломки самолета, на котором совершили последний полет Гагарин и Серегин, по-прежнему скрыты от любопытных взоров в одном из секретных НИИ Министерства обороны.

Николай Кеженов.

«Выпьем горькое вино за помин души...»

В моем архиве много фотографий, свидетельствующих о трепетном отношении российских космонавтов к памяти своего первого командира.

К сыну. Кремлевская стена - место захоронения Юрия Гагарина
К сыну. Кремлевская стена - место захоронения Юрия Гагарина

Достаточно сказать, что по инициативе А. А. Леонова на родине Юрия Гагарина в течение последних тридцати восьми лет регулярно проводятся общественно-научные чтения, посвященные памяти первого космонавта нашей планеты. Примечательная деталь, 9 марта в гости к смолянам приезжают не только убеленные сединами космонавты, начинавшие свой путь вместе с Юрием Алексеевичем, но и те, кому еще только предстоит преодолеть земное притяжение. Именно в родной деревне космонавта Клушино я и встретился в первый раз с будущим пилотом корабля «Союз Т-2» Юрием Васильевичем Малышевым.

К сожалению, раньше времени уходят из жизни и близкие друзья первого космонавта. Казалось бы, только недавно на встрече со смолянами Алексей Архипович Леонов заметил, что из первого отряда космонавтов в живых остались только четверо. Но, несмотря на состояние здоровья трое из них вновь приехали к землякам Гагарина. А теперь и он ушел в мир иной...

Но сегодня, я уверен в этом, множество людей придут к памятному знаку на месте гибели Гагарина и Серегина. Также как и все эти годы, к обелиску вновь будут возложены живые цветы, символизирующие неувядаемую память о настоящих героях нашей страны.

Логотип

Добавить комментарий ↓

  1. .

    все были заядлыми охотниками ...интересовали утки которые для понимания нужно было вспугнуть ...понять ...не рассчитали ...неприятная ситуация ...

Реклама. ИП Сигачёва Л.А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *