Про ковры-самолеты все мы слышали с детства. Ибо нет такого ребенка, который не восторгался бы восточными сказками.

А какой «дивный восток, сказочный край» без ковра-самолета? Нужно герою (или героям) попасть за тридевять земель… И они — прыг! — на ковер-самолет. Да полетели. Удобно опять же: сидишь, вниз смотришь.

Но и в России, оказывается, верили в наличие у «особых людей» возможности перемещаться на коврах. В прямом смысле слова – на кошме. Это войлочный ковёр из овечьей или верблюжьей шерсти. Его широко использовали в степях, в том числе казаки.

Согласно старинным преданиям, кошму-самолётку (так она называется в исторических источниках, основанных на устных рассказах) имел Степан Разин. Он, как известно, главный защитник народа и главный… колдун. Так уж у нашего народа повелось: наделять героев недюжинной и потусторонней силой!

«Народная фантазия поражалась внезапными частыми появлениями батюшки Степана Тимофеича с родного Дона на матушке Волге, и приписывала эти перелазы его колдовской силе. До сих пор жители Волги рассказывают о чародейской кошме-самолётке, на которой лихой атаман в одну минуту переплывал реки и перелетал по воздуху, куда хотел», — отметил в 1901 году русский писатель-путешественник, литературный критик и этнограф Евгений Маркин.

Этнограф Александра Лозанова в 1936 году в своем труде «Народные легенды и предания о Степане Разине» отмечала «Подобно Разину, все удалые атаманы — колдуны, летают или плавают на кошме».

В общем, у них — ковер-самолет, а у нас — кошма-самолетка. Скромнее по размерам и качеству. Но тоже, наверное, удобно.