Начнём с того, что Степан Разин и Емельян Пугачёв — наши земляки. Родились они в станице Зимовейской, что на территории нашей области, оба донские казаки.

Степан Разин сжёг дотла новорождённую «крепость Камышенку», которая и построена-то была для защиты от таких как он. Тем не менее, Пушкин считал Степана Разина единственным поэтическим лицом русской истории.

Емельян Пугачёв сто лет спустя прибыл в Дмитриевск с двадцатитысячным войском. Гарнизон из пятисот солдат доблестно сопротивлялся. Пришлось с большими потерями отступить. Правда, и среди наших земляков нашёлся «гнусный Швабрин», который встретил Пугачёва хлебом и солью. В тот же миг он был произведён в полковники и назначен комендантом города. На четвёртый день Пугачёв покинул разграбленный, политый кровью Дмитриевск и ушёл со своим войском в сторону Царицына.

В историческом очерке «История Пугачёва» А.С.Пушкин воздаёт должное жестокости пугачёвского бунта: «Дворянство обречено было гибели. Во всех селениях на воротах барских дворов висели помещики или их управители».

Это мы видим и в романе «Капитанская дочка». Однако саму личность Пугачёва Пушкин старается опоэтизировать, отделить от ужаса смуты, снабдить его «весёлым лукавством ума, насмешливостью и живописным способом выражаться». Тем более, что по сюжету он помнит добро, великодушен.

Представьте, перед какой дилеммой стоит талантливейший артист Алексей Лобойко — исполнитель роли Емельяна Пугачёва на камышинской сцене. Как играть? Каким быть? Как одно с другим совместить? Калмыцкая легенда об орле и вороне передана отлично. По-моему, артист ещё работает, ищет.

А вот кто ни в чём не сомневается, так это заслуженный артист России Николай Штабной. Его Савельич (в программке он почему-то назван Савелием, хотя он Архип) так верно, так преданно служит Петру Гринёву, так горячо старается уберечь его от всех опасностей и невзгод, что просто диву даёшься. Не крепостной дядька, а истинный воспитатель и наставник своего юного хозяина. Готов умереть за него.

Я не в восторге от сценария Марии Петровой, по которому поставлен спектакль. Пётр Гринёв (арт. Юрий Юдин) предстаёт перед зрителем не в лучшем виде. Сначала он арестант, потом пьяница и игрок, потом падает на сцене перед бочкой с солёными грибами, которую Василиса Егоровна (арт. Дарья Манвайлер) запросто несёт на плече.

Основополагающее «Береги платье снову, а честь смолоду» в полном виде так и не прозвучало. Спасает парня только внезапно нахлынувшая любовь к Маше Мироновой (арт. Мария Клыпина). Через множество потрясений мы видим на сцене совсем пушкинское: «Я схватил её руку и долго не мог вымолвить ни одного слова. Мы оба молчали от полноты сердца».

Текст романа сокращён, образы обеднены, многие характеры жалостливо ограблены. Всё сделано в угоду идее, которая вынесена на титульную страницу программки: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Отсюда общее ощущение какой-то угрозы, ожидание опасности. Не спорю об актуальности такого взгляда. Не спорю, что петербургский режиссёр Игнатий Кириллов с художником-постановщиком Ильшатом Вильдановым напряжённо работали и многого достигли.

Безусловно, для тех, кто отвык читать, полезно будет увидеть на сцене дела давно минувших дней. Но всё же лучше прочесть Пушкина. И до спектакля и после него это очень интересно. Ведь как писал Проспер Мериме, «у Пушкина  поэзия чудным образом расцветает как бы сама собой из самой трезвой прозы». Пусть всегда цветёт она в наших душах.

Да, русский бунт беспощадный, но не такой уж и бессмысленный. С целью «предать вечному забвению» имя Пугачёва Екатерина II приказала переименовать Дмитриевск в Камышин и считать его самостоятельной единицей со своим управлением, своей казной, со своим предводителем дворянства и городским головой.